Главная > Тенденции & прогнозы > Ситуация > Гданьская верфь: быть или не быть?

Гданьская верфь: быть или не быть?

image_pdfimage_print

Похоже, Польша, только что вышедшая из сильнейшего клинча с большинством стран Европейского Союза по поводу распределения голосов и полномочий, продолжает искать поводы для конфронтации. На этот раз с исполнительным органом ЕС – Европейской Комиссией.

Теперь предметом тяжбы стала Гданьская верфь, предприятие, на котором трудятся около 3 тысяч человек. В чем суть конфликта?

Расследование, начатое Европейской Комиссией еще в 2005 году, привело к неопровержимым результатам: с момента вступления Польши в ЕС верфь получила 1,3 миллиарда евро государственной помощи, что по брюссельским нормам совершенно незаконно, поскольку не сопровождалось какой бы то ни было реструктуризацией этого предприятия. И в компенсацию этих госдотаций Брюссель потребовал закрыть два дока из трех.

Легко представить себе, что тут началось в Варшаве. Ну, как же, покуситься на икону антикоммунистического сопротивления, колыбель оппозиционного профсоюза «Солидарность», вскормившего Леха Валенсу и вырастившего из заурядного электрика рабочего лидера, а впоследствии и политика национального масштаба. И такое богатое традициями предприятие – под нож? Превратить его чуть ли не в сельскую кузню? Не позволим!

Ничего подобного, терпеливо возражают брюссельские чиновники, мы отлично осведомлены об историческом значении этой верфи и цель наша отнюдь не в том, чтобы она перестала существовать. Мы стремимся к подлинной, далеко идущей реструктуризации этой компании, что позволило бы ей надолго стать жизнеспособной.

Брюссель предлагает жесткий, но вполне разумный путь: не можете содержать три дока без государственных дотаций – оставьте один. А потом ведите дело – на здоровой основе! – так, чтобы предприятие росло и развивалось. И тогда уже решайте, сколько вам иметь доков, чтобы это было экономически оправдано.

Но поляки тут же затеяли торг: давайте мы закроем только один док, а два оставим. Маневр предельно прозрачный: хочется избежать резкого сокращения персонала верфи. Именно такой план действий недавно был отправлен из Варшавы в Брюссель, как наиболее приемлемый для польской стороны. Какой же политик захочет в канун внеочередных выборов, намеченных на осень, устраивать на известнейшем предприятии такую вивисекцию, которую предлагает ЕС?

К тому же начались разговоры о приватизации предприятия, которая «должна произойти буквально через три месяца». А там уже новый собственник закроет второй док и построит вместо него плавучий. Но все эти «курочки в гнезде» совершенно не устраивают Брюссель, который стоит на своем. Равно как и Варшава.

Посмотрим, чья возьмет.

Андрей ГОРЮХИН

№8-9(14), 2007

№8-9(14), 2007