Словенский опыт начался

image_pdfimage_print

Каждый раз 1-го января и 1-го июля в руководящих сферах Европейского Союза происходит традиционная процедура вступления очередной страны-участника на пост председателя этого объединения. Особых торжеств по этому случаю не происходит, все рутинно и отлажено десятилетиями практики.

Однако нынешний председатель оказался не совсем обычным – Словения. Необычность эта многолика. Во-первых, раньше ни одна страна из числа 10 присоединившихся в 2004 году Союз не возглавляла. Во-вторых, она стала первым председателем из числа бывших социалистических стран. В-третьих, она не просто бывшее социалистическое государство, но и часть бывшей Югославии, уникальный в ЕС осколок некогда единой многонациональной федерации южных славян, распадающейся (нередко с боями) с начала 1990-х годов.

В Брюсселе Словению любят представлять как пример успешной интеграции в ЕС. Это крошечное государство из 2 миллионов жителей, зажатое между Италией, Австрией и Хорватией, действительно имеет наилучшие статистические показатели среди новичков Союза, да и в бывшей Югославии она выделялась. Теперь Любляна может считаться образцовым учеником европейской школы. Однако полгода стоять у руля этого объединения – задача гораздо более сложная. Дело не только в отсутствии политического веса, который в сложных международных переговорах есть у Германии, Франции или других ведущих участников ЕС, и в недостатке опыта и профессиональных кадров: ЕС поддерживает связи с более чем ста государствами, а далеко не во всех из них Словения имеет дипломатические представительства…

Эти проблемы Любляне помогли решить европейские старожилы. Так, программа словенского председательства была разработана совместно с двумя странами, предшествовавшими Словении на этом посту – Германией и Португалией. Эти три страны составили программу действий сразу на полтора года, чтобы словенский отрезок завершал этот цикл. Франция, которая в июле примет эстафету у Словении, уже сейчас включается в совместную работу с ней, и даже будет заменять ее во всех странах, где у последней нет дипломатов.

Гораздо более сложными представляются задачи, которые Словении предстоит решать в ближайшие полгода. Сама она, как принято, составила свою систему приоритетов.

На первом месте – начало процедуры ратификации Лиссабонского договора, подписанного в конце 2007 года и призванного заменить отвергнутую ранее французами и голландцами на референдумах Европейскую конституцию. Цель в том, чтобы этот новый документ, предусматривающий реформирование ЕС, в первую очередь его организационной и управленческой структуры, был ратифицирован всеми странами-участницами и вступил в силу до выборов в Европейский Парламент в 2009 году, чтобы проводить их по новой схеме.

Здесь самую тяжелую работу по составлению и согласованию текста, вызывавшего немалые трения и споры, уже провели немцы и португальцы в 2007 году. Пик ратификационного периода, который в отдельных странах может оказаться непростым, придется на французское председательство. Поэтому Словении предстоит лишь придать импульс процессу, показать пример: она обещает стать одной из первых, утвердивших договор.

Далее среди задач – действия по выполнению т.н. Лиссабонской стратегии, призванной превратить ЕС за период с 2000-го по 2010 год в самый передовой в экономическом и технологическом отношении регион мира. Словенцы готовят программу на заключительные два года, хотя сейчас уже ясно, что декларированная в начале нового века цель достигнута не будет. Большое внимание Любляна намерена уделять экологическим проблемам, в особенности новым предложениям по сокращению выбросов в атмосферу газов, способствующих парниковому эффекту, а также гармонизации взаимоотношений между энергетикой и противодействием климатическим изменениям. В этой сфере в конце января ожидается инициатива Европейской Комиссии. Наконец, в рамках начавшегося в Европе Года межкультурного диалога Словения намерена привлекать внимание партнеров и к этой проблеме.

Все перечисленные темы, конечно же, важны, но относятся к числу повседневных, ожидаемых, решаемых в ЕС последовательно и постепенно. Наверняка главным в предстоящие полгода будет другое – проблема Косова. Как ожидается, весной, в одностороннем порядке, при поддержке США и части стран ЕС этот формально еще сербский край провозгласит независимость. В этом плане мнения относительно того, хорошо ли именно словенское председательство в данный период или плохо, расходятся.

С одной стороны, Словения как бывшая югославская республика хорошо знакома с проблемой, знает местный менталитет, культуру, может спрогнозировать реакцию сторон. С другой – она может оказаться не до конца беспристрастной, а необходимость выбирать сторону косовских албанцев (или вдруг сербов) может болезненно отразиться на реакции тех или иных региональных сил.

Любляна стремится выйти из этого противоречия, ставя вопрос шире. Согласно официальной словенской формулировке, «место стран Балканского полуострова – в ЕС». В связи с этим она ставит задачу завершения подготовки и подписания всех предварительных договоренностей перед началом процедуры вступления соответствующих стран в Союз – Соглашений о стабилизации и ассоциации. Босния и Герцеговина должна для этого завершить реформу полиции, а Сербия – более активно сотрудничать с Международным трибуналом по бывшей Югославии. Сдвиги ожидаются на албанском и черногорском направлениях. С Хорватией, которая ведет с Брюсселем переговоры о вступлении, некоторые темы должны быть уже закрыты, а с Турцией, несмотря на многочисленные проблемы и возражения, переговорной динамике планируется придать импульс. В марте Словения организует соответствующую конференцию с участием Турции, в апреле – с соседней для себя Хорватией.

Однако все это не способно затмить проблему косовской независимости. Легко прогнозируемое развитие событий поставит ЕС и Словению как ее председателя перед необходимостью принимать болезненные решения, согласовывать единую точку зрения. Напомним, что в Союзе нет единства по судьбе этого края. Многие страны, сталкивающиеся с проблемой сепаратизма, не приветствуют признание независимости Косова. К числу открытых противников такой перспективы относятся Кипр, Словакия и Румыния, свои оговорки есть у Испании и Греции, да и некоторые другие государства не слишком радуются появлению нового карликового, экономически нежизнеспособного государства, дестабилизирующего одним своим существованием систему безопасности в Европе и ее юридические основы.

Любляне в этом контексте придется искать единую точку зрения ЕС и одновременно находить ответы на неизбежные международные последствия односторонних действий косовских властей. Если не выходить за балканские рамки, то достаточно упомянуть возможную реакцию Сербии, например, ее отход от декларированного курса на вступление в ЕС, и возможное нарушение хрупкого равновесия в многонациональном и довольно искусственном образовании – Боснии и Герцеговине. Не случайно ожидается, что именно косовская независимость может стать главной проблемой, самой тяжелой головной болью для ЕС в 2008 году.

Андрей СЕМИРЕНКО

Словения – одна из самых маленьких стран ЕС, население составляет 2 миллиона человек. Из них 90% – словенцы, есть также меньшинства итальянцев, хорватов, сербов и венгров. Площадь страны – 20 тысяч кв. километров.
Словения в 1991 году первой вышла из состава Югославии, положив начало распаду этой федерации. Отделение Словении прошло бескровно.
Страна вошла в состав ЕС 1 мая 2004 года вместе с группой других бывших социалистических стран, а также Кипром и Мальтой. Первой из новичков перешла на евро (1 января 2007 года). С 21 декабря 2007 года вступила в Шенгенскую зону.
Она относится к числу наиболее динамично развивающихся стран ЕС. В 2007 году темпы экономического роста должны составить 6%, однако темпы инфляции за минувшие месяцы также ускорились, достигнув 5,7% в годовом исчислении (по состоянию на ноябрь 2007 года). Уровень безработицы – 6% самодеятельного населения.

№1(18), 2008

№1(18), 2008