Интернет не стал палачом печатной прессы
Статистка показывает, что в сентябре тиражи ежедневных газет упали на 5,31% по сравнению с таким же месяцем год назад. Как ехидно комментирует Питер Престон из «Гардиан», «конечно же, мы знаем, кого винить – этот инфернальный Интернет, цифровую революцию, iPad, лэптопы и смартфоны, которые выдавливают печать. На подходе смерть мира по Гутенбергу». На самом деле, ничего подобного не имеет места быть.
Аналитик Джим Чизхолм утверждает, что «никакой причинно-следственной связи между этими явлениями нет, по крайней мере, в Британии». В действительности, те газеты, которые сумели утвердиться в виртуальном киберпространстве, не теряют подписчиков и покупателей своей печатной версии. Чизхолм однозначен в своих выводах: «Интернет – не угроза».
Возьмем «Гардиан», у этой либеральной газеты самый высокий в Европе показатель посещаемости ее сайта по отношению к тиражу: 125. В целом ведущие ежедневные газеты Британии (помимо «Гардиан», это «Дейли телеграф» и «Индепендент») входят в высшую европейскую лигу по охвату аудитории в Интернете и превосходят германские СМИ в этой номинации в девять раз.
Вместе с тем, существует и феномен газеты «Дейли стар». В 1995 году она выходила в 757 тысячах экземплярах, сегодня же печатает 864 тысячи, но при этом не имеет собственного веб-сайта. А есть «Дейли мейл», у которой прирост аудитории её интернет-версии растёт на 60% в год, что также позитивно отражается и на количестве продаваемых бумажных экземпляров: 15 лет назад печатали 1 миллион 866 тысяч, а сегодня – 2 миллиона 144 тысячи.
При этом «Гардиан», «Дейли телеграф» и «Индепендент» потеряли примерно треть прежнего тиража. А бульварная «Сан» и вовсе недосчиталась миллиона экземпляров. Но опять же, разъясняют исследователи, нет никаких улик, указывающих, что печатную прессу душат электронные СМИ. Многое зависит от содержания и формы (вкладки то исчезают, то возвращаются вновь). От оформления первой полосы (в «Индепендент» то отдают её под монотемную подборку информации и комментариев, то возвращаются к классическому комбикорму). От розничной цены, наконец, что в условиях кризиса заставляет отказываться от ставших дорогими, но уже не в буквальном смысле, привычек.
Словом, утешают (или напрягают) британские медийные эксперты, неча печатной прессе на Интернет пенять, самим надо вертеться.
Владимир МИХЕЕВ
№12(50), 2010