Главная > Тенденции & прогнозы > Ирландия: пояса затянуты? Туже, еще туже

Ирландия: пояса затянуты? Туже, еще туже

image_pdfimage_print
… Дэвид Стронг рассчитывает скоро получить ученую степень магистра и затем собирается возвращаться из страны зеленого трилистника, своей исторической родины, на чужбину, в Британию, чтобы найти работу, связанную с инфраструктурными проектами в энергетике. «Ирландия еще лет 10-15 не будет заниматься своей инфраструктурой. Поэтому нужно искать те места, где есть работа», – объясняет свои мотивы молодой специалист.

В 2006 году в разгар экономического бума он вернулся из соседнего королевства, чтобы «отломить свою долю» в нежданно привалившем благополучии. Хорошая жизнь дома продлилась недолго, всего год, затем, как выражается Дэвид, «всё начало проседать».

Сегодня на посиделках с друзьями в пабах и в гостях размножившийся за годы преуспеяния средний класс, ныне соскальзывающий вниз по социальной лестнице, обсуждает три болевые темы: куда ведет кривая безработицы? Кто виноват? Что делать? В стране с населением 4,5 миллиона человек более 13% не имеют работы, что неудивительно – за прошлый год национальная экономика съежилась на 7,1%. Прогнозы неутешительны, завтра не будет «лучше, чем вчера», скорее будет хуже. «Нет легких способов сократить дефицит, – признает премьер-министр Брайан Коуэн. – Те, кто утверждают обратное, живут в придуманном мире».

Невыдуманная статистика действительно пуще прежнего огорчает жителей страны, некогда горделиво принявшей на себя титул «кельтского тигра»: после бюджетных профицитов 2006 и 2007 годов расходы превысили в прошлом году доходы на 14,3% ВВП, так что Греция и рядом не лежала. Пришлось брать в долг, а это к концу года может привести к тому, что долговые обязательства составят 77% ВВП. Правительство спасло проблемные банки, зараженные «токсичными» невозвратными кредитами (в один только Англо-Ирландский банк влили 30 миллиардов евро), а теперь не знает, как и когда сможет выпростать голову из долговой петли. Тем более что клятвенно пообещало Евросоюзу не превратиться во вторую Грецию, а для этого планирует уменьшить дефицит до 3% к 2014 году.

Надо отдать должное решимости правительства, предписавшего и экономике, и гражданам скудный рацион и жестокую диету. Бюджетникам, а среди них институтские преподаватели и больничные медсестры, урезали зарплату на одну пятую. Повысили налоги. Секвестровали расходные статьи бюджета. Словом, застегнулись на все пуговицы и затянули пояса. Экономисты, как теоретики, так и практики, поют осанну управленческой мудрости и гражданскому мужеству кабинета Коуэна, положившего свою голову на гильотину будущих парламентских выборов.

Кеннет Рогофф, бывший главный экономист Международного валютного фонда, а ныне профессор в Гарварде, постулирует: «Европа зажата в тиски. Если она хочет избежать дефолта, единственный верный путь – ирландский путь». Однако самим ирландцам эта философия что пластырь для отмороженного. Дебби, державшая ранее лавку со всякой всячиной, своего рода магазин «тысячи мелочей», после обвала рынка превратила ее в съестную лавку: думала, мол, кризис кризисом, а люди есть не перестанут. Но все дело в том, что она оказалась в недобром месте в недобрый час: на территории дублинских доков, где жизнь если не замерла, то только теплится. Клиентов нет, денег нет, перспектив тоже.

«Это так ужасно, – огорчается Дебби. – Живем одним днем. И не знаем, изменится ли все к лучшему». Она числится индивидуальным предпринимателем. Оказавшись у разбитого корыта, Дебби не может надеяться на помощь: ей даже пособие по безработице не полагается.

Однако глава ирландского Центробанка Патрик Хонохан настроен оптимистично: через два года экономика оправится и продемонстрирует рост в три процента. Прогноз подкрепляется очевидными ссылками на то, что снизились издержки для транснациональных корпораций, этого мотора энергичного развития Ирландии в последние двадцать лет. Да, снизились тарифы на энергию, усохли зарплаты, евро обесценивается, однако одни эти факторы едва ли снова привлекут инвесторов со стороны. «Экспортно-ориентированные отрасли не создадут большого числа рабочих мест», – авторитетно заявляет Пол Даффи, вице-президент ирландского филиала западноевропейского медицинского концерна «Пфайцер».

Не менее тревожно, что впервые за многие годы вернулся призрак исхода квалифицированных кадров. Снова может случиться утечка мозгов и рук. Счет отъезжающих уже идет на тысячи. Случись худшее, явление примет массовый характер, и это обескровит экономику, сделает проблематичным ее восстановление на докризисный уровень. Хотя необходимо воздать должное рассудительности и гражданской зрелости наемных работников: правительству удалось быстро договориться с профсоюзами по всем, естественно, непопулярным, но необходимым мерам по режиму экономии.

Заголовок в «Нью-Йорк таймс» резюмирует происходящее: «Ирландия – высокая цена самоограничения». Автор, ознакомившись с ситуацией на месте, сообщает, что ирландцев предупредили: «будет еще больнее». Пример Ирландии – другим наука, считают многие обозреватели, в том числе от академической науки, поскольку подтверждает реальность «кризисного управления» в условиях общенациональной солидарности.

Как бы то ни было, выход накопившейся фрустрации должен быть, и его находят, хотя это не принимает характер протестных действий, как в Греции. В районе Бэллиман, где в свое время прошлись бульдозером по трущобным жилищам, чтобы построить дешевое жилье, теперь гуляет ветер. На полпути к сдаче объекта деньги иссякли. И вот недостроенные бетонные коробки возвышаются как окаменевшие монстры, а на их боках красуются обидные граффити, по типу: «Добро пожаловать в ад!» Кстати, в правительстве подумывают о том, чтобы снести этот сюрреалистический некрополь и засеять площадь газонной травой. Для страны, называемой еще «зеленым островом», – идея смотрится логично.

Тем не менее, находясь, по брюсовскому выражению, «под гнетом горьких бед», ирландцы не теряют присутствия духа. Нация, чья история представляет собой череду испытаний голодом, бескормицей, оккупацией, унижением, дефолтами и прочими напастями, нынешний аскетизм, пришедший на смену слегка легкомысленному расточительству, только способствует возрождению стоицизма и тонкой самоиронии.

Владимир МИХЕЕВ

№7-8(46), 2010