Главная > Тенденции & прогнозы > Как в Германии загрязняют воздух

Как в Германии загрязняют воздух

image_pdfimage_print

И как там же борются за его чистоту

Нет, вы только не подумайте, что это делается злонамеренно. Просто так уж сложилось, что ФРГ располагает самым большим парком автомобилей во всем Старом Свете. А авто, как известно, заслуженно пользуется репутацией одного из главных загрязнителей окружающей среды. К тому же в республике до сих пор исправно функционирует еще один жупел для людей, обладающих «высокоразвитым экологическим сознанием» – тепловые электростанции, работающие на угле. Словом – у природоохранных ведомств и борцов за чистоту окружающей среды в ФРГ дел невпроворот, только успевай следить за соблюдением всех предписаний, стоящих на страже чистоты воздуха.

Минувший год выдался в этом отношении неудачным… Выполнение требований, предусмотренных национальным законодательством, было провалено, утверждают эксперты. Агентство по охране окружающей среды отрапортовало, что некоторые из находящихся в его распоряжении измерительных станций показали недопустимо высокое содержание различных выбросов в атмосфере. Особенно плохо обстояло дело на тех из них, которые были расположены вблизи сильно загруженных автобанов. Ведь Германия обладает еще и самой протяженной в Европе сетью скоростных автомобильных дорог, и пробки там, увы, случаются гораздо чаще, чем этого хотелось бы автомобилистам.

Как же так получается? Ведь Германия начала борьбу за чистоту воздуха одной из первых, сразу же после вступления в силу соответствующей брюссельской директивы в 1996 году. Этот документ предусматривает, что город или регион, превышающий нормативы вредоносных выбросов, должен разработать и провести в жизнь план действий, который, кроме прочего, предусматривает такие меры, как ограничение движения в центре города, уменьшение сжигания древесины и растительных остатков, модернизацию энергетических установок и многое другое из того набора, который необходимо предпринять, чтобы вписаться в нужные рамки.

Дело это все полезное, отрицать очевидное не к чему. Но вот с выполнением этих предписаний возникает все больше и больше сложностей. Обеспечение комфорта требует роста энергопотребления, и даже вывод промышленных предприятий за пределы Германии решить проблему пока не может. Призывы к тому, чтобы отказаться от любимого «четырехколесного друга», поддержки у большинства немцев не нашли и, надо думать, никогда не найдут: уж слишком он укоренился в образе жизни и менталитете тех, кто живет между Одером и Рейном. И как бы ни изощрялись гринписовцы, лоббируя «зеленый» образ мышления, если для наступления экологического благоденствия и благорастворения воздухов потребуется всерьез поступиться своим комфортом, то можно не сомневаться, что любые усилия ни к чему не приведут. А назойливую трескотню активистов публика просто проигнорирует, хотя недостатка в ней все равно не будет.*1

Так стоит ли после этого особенно удивляться тому, что в Германии превышено содержание окислов азота и углерода в атмосфере?

Но если с согражданами поделать что-либо довольно трудно, то поборникам чистоты приходится забегать с другого конца и брать в тиски деловых людей, требуя от них то организации массового производства автомобилей, потребляющих чуть ли не три литра горючего на сто километров пробега, то отказа от ядерной и угольной энергетики, то еще каких-нибудь невиданных чудес.

Ну а те, делать нечего, кряхтят, но везут, втайне надеясь на то, что когда-нибудь здравый смысл все же возобладает, и адепты экологического прекраснодушия прекратят донимать их различными прожектами производства энергии из ничего.

К примеру, германский энергетический гигант РВЕ объявил о том, что он отказывается от своих планов строительства в Германии тепловых электростанций, работающих на каменном и буром угле. Причина? Директивы Европейского Союза, жесточайшим образом регулирующие выбросы двуокиси углекислого газа в атмосферу и вступающие в силу в 2013 году, правила аукционной торговли квотами на эти выбросы, предусмотренные Киотским протоколом.

Между прочим, строительство этих электростанций уже было начато, а что такое недострой и во что обойдется консервация и возобновление возведения столь технически сложных объектов, вы и сами себе можете представить.

А чего, собственно, собирается ждать руководство концерна, отдавшее команду «стоп машина»? Оно этого и не думает скрывать: того, чтобы цена на электроэнергию стала достаточно высокой для компенсации дополнительных затрат на торговлю выбросами. И ведь поднимется эта цена, никуда не денется, когда электричества станет не хватать.

На период до 2012 года РВЕ запланировал объем инвестиций порядка 20 миллиардов евро, из них около 7 миллиардов – в Германии. И теперь вполне хладнокровно намекает властям: выбирайте, наконец, что же вам нужно – экологические «шашечки» или «ехать», то есть производить электроэнергию в необходимых стране количествах. А речь, между прочим, идет о буроугольной ТЭЦ в Нойрате (2,1 гигаватта) и каменноугольной ТЭЦ в Хамме (1,6 гигаватта).

Иоханнес Ламбертц, возглавляющий в РВЕ подразделение, занимающееся генерацией электроэнергии, не так давно, объявляя об этих планах, сделал еще один многозначительный намек. Он отметил, что в ряде государств Восточной Европы по-прежнему сохраняются хорошие возможности для строительства новых тепловых электростанций. Как говорится, комментарии излишни. Особенно для тех, кто знает, что в Польше по-прежнему около 80% электроэнергии производится из угля.

А ведь именно Варшаве европейские чиновники сделали большие послабления в области выбросов углекислого газа. Почему? Да потому, что в ином случае Польше пришлось бы в три с лишним раза повысить цену на электроэнергию, и это со всей очевидностью привело бы к социальному взрыву.

К тому же среди приличных адресов для создания новых ТЭЦ кроме Польши, Й.Ламбертц назвал еще Болгарию и Румынию. Таким образом, «капитаны» германской индустрии дают понять, что у них-то выбор все же есть. А вот есть ли он у германских политиков, которым в этом году предстоит пройти через горнило избирательной кампании?

Андрей ГОРЮХИН

*1Сколько углекислого газа в чашке кофе?
Экологи, эксперты и представители различных общественных организаций, несмотря ни на что, уверены: дружелюбное отношение к окружающей среде можно привить каждому человеку. Причем речь не идет о том, чтобы отучить людей сознательно губить природу, нет. Этот этап в Европе давно преодолен, да и жесткие штрафные санкции этому тоже немало способствуют.
Чего же хотят добиться от граждан Европейского Союза? Например, того, чтобы все они стирали белье в воде, температура которой не превышает 30 градусов. Тогда в пересчете на каждую загрузку будет производиться только 240 граммов двуокиси углерода. Но стоит лишь использовать воду шестидесятиградусной температуры, и это будет эквивалентно выбросу в атмосферу втрое большего количества углекислого газа.
Разумеется, это чревато тем, что придется использовать различные, как правило, более дорогие порошки и отбеливатели, чтобы добиться нужного качества стирки. Все ли согласятся добровольно нести дополнительные расходы? Сомнительно.
Еще один призыв защитников окружающей среды звучит так: когда моетесь под душем, выключайте воду, пока намыливаетесь. Тогда вы израсходуете на свои гигиенические процедуры не 22,5 литра, а только 18. В пересчете на углекислый газ это составит 185 граммов, а не 290. Любители арифметики могут перемножить разницу на число жителей ФРГ и количество дней в году, чтобы в итоге узнать, попадание какого количества парникового газа в атмосферу они могут таким образом предотвратить.
Однако уже посчитано, что каждый гражданин ФРГ в сутки «загружает» в атмосферу 30 килограммов двуокиси углерода. Сюда входит все: процесс дыхания, отопление жилища, производство продовольствия, различные бытовые потребности, выбросы личного и общественного транспорта и многое другое.
Для особо любознательных можно упомянуть, что чашка кофе, оказывается, «виновата» в том, что в воздух попадает от 59 до 100 граммов углекислого газа – в зависимости от сорта.
Много? А что вы хотите? Удобрения на кофейных плантациях используются? Разумеется. А сколько энергии потребляют производящие их химические предприятия? Вот то-то и оно. А ведь кофе еще надо собрать, доставить на фабрику, обжарить, смолоть, упаковать в вакуумированную пачку, отвезти в магазин, продать, доставить домой, сварить, помыть теплой водой чашку… У-ф-ф-ф…
В общем, предстоит гигантская рекламно-разъяснительная работа, чтобы убедить людей изменить своим привычкам даже в пустячных делах. Можно не сомневаться, что это будет очень и очень нелегко. А кое-какие усилия заранее обречены на провал: даже при самой нежной любви к родной природе немцев не удастся отучить пить кофе. Не стоит и пробовать.
№2(30), 2009