Как в Германии загрязняют воздух
И как там же борются за его чистоту
Минувший год выдался в этом отношении неудачным… Выполнение требований, предусмотренных национальным законодательством, было провалено, утверждают эксперты. Агентство по охране окружающей среды отрапортовало, что некоторые из находящихся в его распоряжении измерительных станций показали недопустимо высокое содержание различных выбросов в атмосфере. Особенно плохо обстояло дело на тех из них, которые были расположены вблизи сильно загруженных автобанов. Ведь Германия обладает еще и самой протяженной в Европе сетью скоростных автомобильных дорог, и пробки там, увы, случаются гораздо чаще, чем этого хотелось бы автомобилистам.
Как же так получается? Ведь Германия начала борьбу за чистоту воздуха одной из первых, сразу же после вступления в силу соответствующей брюссельской директивы в 1996 году. Этот документ предусматривает, что город или регион, превышающий нормативы вредоносных выбросов, должен разработать и провести в жизнь план действий, который, кроме прочего, предусматривает такие меры, как ограничение движения в центре города, уменьшение сжигания древесины и растительных остатков, модернизацию энергетических установок и многое другое из того набора, который необходимо предпринять, чтобы вписаться в нужные рамки.
Дело это все полезное, отрицать очевидное не к чему. Но вот с выполнением этих предписаний возникает все больше и больше сложностей. Обеспечение комфорта требует роста энергопотребления, и даже вывод промышленных предприятий за пределы Германии решить проблему пока не может. Призывы к тому, чтобы отказаться от любимого «четырехколесного друга», поддержки у большинства немцев не нашли и, надо думать, никогда не найдут: уж слишком он укоренился в образе жизни и менталитете тех, кто живет между Одером и Рейном. И как бы ни изощрялись гринписовцы, лоббируя «зеленый» образ мышления, если для наступления экологического благоденствия и благорастворения воздухов потребуется всерьез поступиться своим комфортом, то можно не сомневаться, что любые усилия ни к чему не приведут. А назойливую трескотню активистов публика просто проигнорирует, хотя недостатка в ней все равно не будет.*1
Так стоит ли после этого особенно удивляться тому, что в Германии превышено содержание окислов азота и углерода в атмосфере?
Но если с согражданами поделать что-либо довольно трудно, то поборникам чистоты приходится забегать с другого конца и брать в тиски деловых людей, требуя от них то организации массового производства автомобилей, потребляющих чуть ли не три литра горючего на сто километров пробега, то отказа от ядерной и угольной энергетики, то еще каких-нибудь невиданных чудес.
Ну а те, делать нечего, кряхтят, но везут, втайне надеясь на то, что когда-нибудь здравый смысл все же возобладает, и адепты экологического прекраснодушия прекратят донимать их различными прожектами производства энергии из ничего.
К примеру, германский энергетический гигант РВЕ объявил о том, что он отказывается от своих планов строительства в Германии тепловых электростанций, работающих на каменном и буром угле. Причина? Директивы Европейского Союза, жесточайшим образом регулирующие выбросы двуокиси углекислого газа в атмосферу и вступающие в силу в 2013 году, правила аукционной торговли квотами на эти выбросы, предусмотренные Киотским протоколом.
Между прочим, строительство этих электростанций уже было начато, а что такое недострой и во что обойдется консервация и возобновление возведения столь технически сложных объектов, вы и сами себе можете представить.
А чего, собственно, собирается ждать руководство концерна, отдавшее команду «стоп машина»? Оно этого и не думает скрывать: того, чтобы цена на электроэнергию стала достаточно высокой для компенсации дополнительных затрат на торговлю выбросами. И ведь поднимется эта цена, никуда не денется, когда электричества станет не хватать.
На период до 2012 года РВЕ запланировал объем инвестиций порядка 20 миллиардов евро, из них около 7 миллиардов – в Германии. И теперь вполне хладнокровно намекает властям: выбирайте, наконец, что же вам нужно – экологические «шашечки» или «ехать», то есть производить электроэнергию в необходимых стране количествах. А речь, между прочим, идет о буроугольной ТЭЦ в Нойрате (2,1 гигаватта) и каменноугольной ТЭЦ в Хамме (1,6 гигаватта).
Иоханнес Ламбертц, возглавляющий в РВЕ подразделение, занимающееся генерацией электроэнергии, не так давно, объявляя об этих планах, сделал еще один многозначительный намек. Он отметил, что в ряде государств Восточной Европы по-прежнему сохраняются хорошие возможности для строительства новых тепловых электростанций. Как говорится, комментарии излишни. Особенно для тех, кто знает, что в Польше по-прежнему около 80% электроэнергии производится из угля.
А ведь именно Варшаве европейские чиновники сделали большие послабления в области выбросов углекислого газа. Почему? Да потому, что в ином случае Польше пришлось бы в три с лишним раза повысить цену на электроэнергию, и это со всей очевидностью привело бы к социальному взрыву.
К тому же среди приличных адресов для создания новых ТЭЦ кроме Польши, Й.Ламбертц назвал еще Болгарию и Румынию. Таким образом, «капитаны» германской индустрии дают понять, что у них-то выбор все же есть. А вот есть ли он у германских политиков, которым в этом году предстоит пройти через горнило избирательной кампании?
Андрей ГОРЮХИН
Экологи, эксперты и представители различных общественных организаций, несмотря ни на что, уверены: дружелюбное отношение к окружающей среде можно привить каждому человеку. Причем речь не идет о том, чтобы отучить людей сознательно губить природу, нет. Этот этап в Европе давно преодолен, да и жесткие штрафные санкции этому тоже немало способствуют.
Чего же хотят добиться от граждан Европейского Союза? Например, того, чтобы все они стирали белье в воде, температура которой не превышает 30 градусов. Тогда в пересчете на каждую загрузку будет производиться только 240 граммов двуокиси углерода. Но стоит лишь использовать воду шестидесятиградусной температуры, и это будет эквивалентно выбросу в атмосферу втрое большего количества углекислого газа.
Разумеется, это чревато тем, что придется использовать различные, как правило, более дорогие порошки и отбеливатели, чтобы добиться нужного качества стирки. Все ли согласятся добровольно нести дополнительные расходы? Сомнительно.
Еще один призыв защитников окружающей среды звучит так: когда моетесь под душем, выключайте воду, пока намыливаетесь. Тогда вы израсходуете на свои гигиенические процедуры не 22,5 литра, а только 18. В пересчете на углекислый газ это составит 185 граммов, а не 290. Любители арифметики могут перемножить разницу на число жителей ФРГ и количество дней в году, чтобы в итоге узнать, попадание какого количества парникового газа в атмосферу они могут таким образом предотвратить.
Однако уже посчитано, что каждый гражданин ФРГ в сутки «загружает» в атмосферу 30 килограммов двуокиси углерода. Сюда входит все: процесс дыхания, отопление жилища, производство продовольствия, различные бытовые потребности, выбросы личного и общественного транспорта и многое другое.
Для особо любознательных можно упомянуть, что чашка кофе, оказывается, «виновата» в том, что в воздух попадает от 59 до 100 граммов углекислого газа – в зависимости от сорта.
Много? А что вы хотите? Удобрения на кофейных плантациях используются? Разумеется. А сколько энергии потребляют производящие их химические предприятия? Вот то-то и оно. А ведь кофе еще надо собрать, доставить на фабрику, обжарить, смолоть, упаковать в вакуумированную пачку, отвезти в магазин, продать, доставить домой, сварить, помыть теплой водой чашку… У-ф-ф-ф…
В общем, предстоит гигантская рекламно-разъяснительная работа, чтобы убедить людей изменить своим привычкам даже в пустячных делах. Можно не сомневаться, что это будет очень и очень нелегко. А кое-какие усилия заранее обречены на провал: даже при самой нежной любви к родной природе немцев не удастся отучить пить кофе. Не стоит и пробовать.