Главная > Тенденции & прогнозы > Турецкая периферия ЕС диктует повестку дня

Турецкая периферия ЕС диктует повестку дня

image_pdfimage_print
Минувшим летом череда политических событий в Турции вновь напомнила соседям, в том числе ЕС, что эта страна приобретает все большее геополитическое значение.

Безусловно, главным было решение Конституционного суда, который рассматривал иск о соответствии Основному закону страны политики правящей Партии справедливости и развития (ПСР). Еще в марте главный прокурор Кассационного суда Абдуррахман Ялджиная обратился с просьбой рассмотреть, не нарушает ли эта партия светские основы Турецкой республики, а если нарушает - то запретить ее. В 160-страничном иске говорилось: «Партия стремится к тому, чтобы в конечном итоге сформировать систему, основанную на шариате, а не на правовом государстве».

Сразу напомним: одного голоса не хватило для запрета правящей партии и политической деятельности 72 ее видных персонажей, включая президента страны Абдуллу Гюля и премьер-министра Тайипа Реджепа Эрдогана. Правда, партия получила предупреждение, и вдвое сокращено положенное ей государственное финансирование.

ПСР правит Турцией с 2002 года и представляет себя умеренной исламской силой, отождествляя себя с европейскими христианскими демократами. В досрочных парламентских выборах летом 2007 года она еще больше укрепила свои позиции, получив поддержку почти 47% турецких избирателей. Сейчас партия контролирует ключевые политические органы власти – правительство и парламент, а один из ее лидеров возглавляет государство. Противники сосредоточены преимущественно в судебных инстанциях и армии, а иск в Конституционный суд был одним из демаршей по ограничению триумфального шествия правящей партии. Ее оппоненты полагают, что ПСР имеет и своего рода «скрытую повестку дня», призванную привести к постепенной исламизации турецкого общества. Косвенным отражением этого представлялось введение явочным порядком исламских стандартов в еде и иных запретов, религиозного образования, отказа некоторых женщин-врачей лечить мужчин и наоборот, и так далее.

В стране сложилось парадоксальное положение. Пусть и умеренная, но все же исламская партия служила мотором реформ в европейском духе, которые создавали предпосылки для вступления Турции в ЕС. При правительстве ПСР переговоры о ее приеме в Союз начались. При этом светские силы, идейные и политические наследники тех реформаторов, которые после распада Оттоманской империи по итогам проигранной ею Первой мировой войны взяли курс на Европу, пытаются силовыми методами бороться со своим главным оппонентом внутри страны. Ранее военные выступали с угрозами в адрес правительства Эрдогана, теперь за него взялись высшие судебные инстанции.

Возможность роспуска правящей партии (с 1962 года турецкие судебные органы запретили 24 политические организации) создавала деликатную ситуацию в стране, о чем напомнил очередной теракт в Стамбуле (17 убитых и более 150 раненых), совершенный незадолго до провозглашения приговора Конституционного суда.

Решение высшей в стране судебной инстанции вызвало облегчение как в ПСР («ПСР продолжит защиту республиканских ценностей», – заявил премьер-министр, признавший, что «совершил некоторые ошибки»), так и в Брюсселе. «Турция отдаляется от напряженного положения, – сказал Высокий представитель ЕС по единой внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана. – Мы действительно надеемся, что вердикт Конституционного суда будет способствовать политической стабильности в Турции».

Тем не менее, в курсе турецкого правительства должны произойти некоторые перемены, хотя ему удалось избежать того, что оно определяло как «судебный государственный переворот». Пользуясь футбольной терминологией, правящей партии не показали красную карточку, предполагающую удаление с поля, а только желтую – предупреждение. При повторном нарушении последует красная. Поэтому, даже опираясь на более чем прочное большинство в парламенте и широкую поддержку населения, она не сможет в одностороннем порядке, без учета других мнений вести свою линию, даже если у нее и нет упоминавшейся выше скрытой исламской повестки дня.

Контрнаступление правительственных сил готовится на европейском направлении. Президент А.Гюль намерен начать обсуждение с лидерами ведущих партий, в том числе оппозиционных, проекта новой конституции, которая, по его словам, «будет отвечать европейским стандартам». Ожидавшееся важное назначение нового начальника генштаба оказалось неконфронтационным, хотя были опасения увидеть на этом посту кого-то близкого ПСР. Но первым человеком в турецкой военной иерархии стал бывший командующий сухопутными силами генерал Илкер Басбуг, выходец из антиклерикального армейского сераля. В эту же линию, похоже, вписывается и отказ правительства Турции подписать подготовленную газовую сделку с Ираном на 2,3 миллиарда евро. Давление США на Анкару вынудило турецкую сторону отказаться от энергосоглашения, предполагавшего поставки иранского природного газа в Турцию и участие турецкой стороны в разработке иранского месторождения Южный Парс. Эта уступка Вашингтону, равно как и геополитические последствия грузино-южноосетинского конфликта, подрывает возможности осуществления турецкой мечты – превращения в необходимый для всех транзитный перевалочный пункт для следующих в Европу нефти и газа. Но это – совсем другая тема…

Андрей СЕМИРЕНКО

№8-9(25), 2008

№8-9(25), 2008