Главная > Тенденции & прогнозы > Богач, бедняк, бомж, отщепенец…

Богач, бедняк, бомж, отщепенец…

image_pdfimage_print

Недавний опрос далеко не бедных, по нашим критериям, испанцев показал: почти половина из них (47%) провели свой летний отпуск дома. Почему? Не могли позволить себе траты на номер в гостинице или квартирку в пансионе на море, а заодно и на бензин, чтобы добраться до какого-либо курорта. Лишних денег нет, их все съедают проценты по банковским кредитам, на которые испанцы купили себе крышу над головой, автомобиль, бытовую технику или обучение в престижном вузе для своих детей.

Совпал по времени и доклад Института исследования и анализа экономики в Италии, где проведена разделительная черта между официальным уровнем бедности и теми, кто относит себя к этой категории по своим субъективным ощущениям. В 2005 году установленный прожиточный минимум в Италии составлял 936 евро для семьи из двух человек. Столько зарабатывали два года назад 11% жителей Апеннин, и именно их зачисляли в грустный подвид бедных граждан.

Так гласит статистика, которая не учитывает одно важное обстоятельство, резонно утверждают авторы доклада. Дело в том, что «порог бедности – это понятие сугубо личное, которое складывается из сопоставления собственных доходов с индивидуальным представлением о приемлемом образе жизни, который, в свою очередь, означает жизнь без излишков, но и без нужды».

Жалуются на жизнь жители юга Италии, менее зажиточного по сравнению с северными областями. Сетуют на несправедливость судьбы квартиросъемщики, вынужденные иметь дело с хозяевами недвижимости, которые регулярно повышают арендную плату. Ворчат, и справедливо, те семейные пары, чей месячные доход менее 1800 евро – им, чтобы сводить концы с концами, приходится многим жертвовать и на всем экономить. В итоге, как выяснили социологи, 74% опрошенных итальянцев считают себя бедными в прямом смысле этого слова.

Для сравнения: в России доходы верхних 10% населения по отношению к низшим 10% составляют дробь 15 к одному. В Москве этот показатель равен 34 к одному. По международным меркам, если перепад больше, чем десять к одному, в обществе возникает социальная напряженность, способная, теоретически, привести к конфликтам разной степени тяжести. И хотя таких вопиющих контрастов в основной группе стран ЕС не наблюдается, как верно подметили итальянские социологи, многое предопределяют не факты, не цифры реальных доходов, а человеческое восприятие того, чего он достоин в этой жизни в плане материальных благ и финансового довольствия.

Владимир МИХЕЕВ

№8-9(14), 2007

№8-9(14), 2007