Главная > Дневник событий > Интеграция > ЕС: принимать или не принимать?

ЕС: принимать или не принимать?

9
image_pdfimage_print

На каких условиях следует допускать в Евросоюз новых участников? Париж и Брюссель открыто схлестнулись из-за различных подходов к этой проблеме.

Отправной точкой стало предложение Франции, призванное пересмотреть в сторону ужесточения критерии, которые предъявляются к претендентам на вхождение в это объединение, и порядок ведения с ними соответствующих переговоров. Составлению этого документа и его передаче в правящие органы Евросоюза предшествовал запрет французской делегации на начало переговоров о вступлении с Албанией и Северной Македонией. В целом проблематика касается группы балканских стран, прежде всего, из состава бывшей Югославии, которые теоретически претендуют на участие в ЕС.

Еврокомиссия не согласна с таким подходом французов, полагая, что Албания и Северная Македония соответствует тем требованиям, которые предъявлялись им в качестве условия для начала переговоров. Одновременно Черногория и Сербия уже поддерживают такие контакты с Брюсселем с 2012 и 2014 года соответственно, поэтому некорректно менять подход к ним во время переговорного процесса. Из стран, которые пока только теоретически претендуют на вступление в ЕС, можно упомянуть Боснию и Герцеговину, а также не признанное даже всеми странами Евросоюза Косово.

Франция как раз считает, что этого делать и не надо. Опираясь на широкое недовольство населения своей страны возможностью нового расширения Евросоюза, французское руководство настаивает на изменении всех имеющихся процедур и критериев, чтобы не допустить вхождение в это объединение тех государств, которые не соответствуют европейским политическим, экономическим и социальным стандартам.

С этой целью, полагают в Париже, надо разбить переговорный процесс на 7 последовательных этапов. Лишь полностью пройдя один этап, подтвержденный соответствующими проверками и заключениями, можно переходить к следующему. При этом процесс может быть не только обратимым, но и вовсе приостанавливаться. Основным контролером здесь должен стать Европейский Совет, объединяющий глав государств и правительств стран-участниц, а не как сейчас Европейская Комиссия, наднациональный исполнительный орган власти ЕС.

Однако при этом французы предусматривают возможность оказания странам-кандидатам финансовой помощи из структурных фондов ЕС, но в ограниченном масштабе и на определенных условиях, тогда как сейчас ими могут пользоваться только полноценные страны-участницы.

Нынешняя система предполагает переговоры с кандидатами по 33 группам проблем (называемым на брюссельском жаргоне «главами»). Они могут вестись одновременно, в любом порядке и последовательности, а завершенность переговоров по конкретной главе оценивается Еврокомиссией. Не предполагается обратимости достигнутых договоренностей, однако де-факто бывают случаи приостановки самих переговоров, как сейчас произошло с Турцией. Возможно и полное прекращение переговоров из-за отказа от идеи вступления в ЕС, как в случае с Исландией.

Во французских предложениях есть еще одно принципиально важное положение. Париж считает, что пора прекратить принимать слишком бедные страны, поэтому настаивает: к моменту вступления они должны достичь достаточно высокого уровня «социальной и экономической конвергенции».

Это делает практически невыполнимым для потенциальных кандидатов данный критерий в обозримом будущем. Так, ВВП Албании и Северной Македонии составляет 40% от среднего показателя по Евросоюзу, Сербии и Черногории – меньше 50%.

Однако некоторые другие страны, которые были приняты в ЕС, имеют сравнимые индексы: показатель ВВП Болгарии, беднейшей страны-участницы, составляет 50% от среднего по ЕС, а, например, Хорватии, если брать бывшую Югославию, – 63%. Если бы к ним был применён нынешний французский подход, они еще долго оставались бы за бортом Евросоюза. Впрочем, французская инициатива исходит как раз из констатации ошибочности прежнего курса на расширение, нацеленного на ускоренный прием не готовых к этому стран ради достижения геополитических целей.

Андрей СЕМИРЕНКО

№11(145), 2019