Главная > Финансы & банки > Валюта > Евросоюз: битва за сотые доли процента

Евросоюз: битва за сотые доли процента

18
image_pdfimage_print

Политика конвергенции не должна страдать от предстоящего выхода Великобритании из Европейского Союза, настаивают 16 южных и восточных стран интеграционного объединения. Они обеспокоены намерением Брюсселя сократить им финансовую помощь из общего бюджета «двадцати семи» на выравнивание социально-экономического уровня развития государств, отстающих от северных партнёров-доноров Союза.

В попытке сохранить получаемую поддержку на нынешнем уровне, юго- и восточноевропейцы образовали блок, или группу, наречённую «Друзья конвергенции». Её образуют Болгария, Венгрия, Греция, Испания, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия и Эстония.

Представители нового блока, включая премьер-министров Венгрии и Чехии, собрались в Праге в день публикации Брюсселем финансовых данных о будущей доле взносов всех стран в совокупный бюджет после «Брекзита». Они подписали манифест, в котором подчеркнули «жизненную необходимость» сохранения и впредь параметров финансовой помощи на уровне 2014-2020 годов.

Это стало реакцией на стремление, в первую очередь, Германии и Нидерландов уменьшить пропорцию собственных расходов на политику конвергенции за счёт наращивания взноса в общий бюджет каждой из группы 16 стран. Ещё в мае 2018 года Европейская Комиссия представила проект бюджета на 2021-2027 годы, согласно которому финансовый вклад каждого из 27 государств в политику конвергенции должен составить эквивалент 1,11% от их ВВП, тогда как в предыдущие 6 лет этот показатель достигал 1,16%. Однако страны – крупнейшие доноры (наряду с Германией и Нидерландами, это Австрия, Дания и Швеция) требуют ограничить контрибуцию одним процентом.

Авторы пражского манифеста выражают также озабоченность получателей денег из брюссельских структурных фондов и дотаций на общую сельскохозяйственную политику. Они опасаются резкого сокращения финансирования по этим статьям, начиная с 2021 года. Судя по всему, Комиссия намерена перераспределить часть этих ресурсов в пользу миграционной политики, развития инноваций и укрепления совместной обороны. С учётом сложности противоречий, окончательные решения могут быть приняты не раньше шестимесячного председательства Германии в ЕС во второй половине 2020 года.

Тем временем Еврокомиссия опубликовала прогнозируемое увеличение брутто-взносов в бюджет ЕС по странам на период 2021-2027 годов. Германия увеличит свой ежегодный вклад с нынешних 25,4 миллиарда евро до 32,76 миллиарда (плюс 28%); Австрия тоже дополнительно раскошелится на 28%, Швеция – на 27%, Дания – на 24% и Нидерланды – на 13,5%. В этот период чистым донором Евросоюза должна также стать Испания, «вес» которой в объединении после выхода Великобритании значительно возрастёт, а её экономика сейчас развивается весьма успешно.

Впрочем, потери и выгоды в случае с расходами на политику конвергенции определить очень не просто. Так, ФРГ, больше всех партнёров выделяющая денег на эту цель, в частности, для Польши, возвращает себе часть вложенных средств благодаря работе многих крупных немецких компаний в этой восточноевропейской стране.

Сергей ИЛЬИН

№11(145), 2019