Главная > Тенденции & прогнозы > И рады бы в рай, да грехи не пускают

И рады бы в рай, да грехи не пускают

image_pdfimage_print

Представляя приоритеты германского председательства, посол ФРГ в Москве Вальтер Юрген Шмид бросил весьма многозначительную фразу: «Мы знаем, какие серьезные надежды возлагаются на наше председательство, но хотим, чтобы они сопровождались осознанием реальных перспектив».

О чем речь? Дело в том, что на ближайшее полугодие Германия взвалила на свои плечи гигантскую ношу. Она намерена продвигать в ЕС решение таких проблем как ближневосточный конфликт, обеспечение энергетической безопасности и борьбу с бюрократией внутри Союза.

И этих задач уже хватило бы с лихвой, чтобы все причастные к их решению дипломаты и политики крутились как белки в колесе. Но Берлину, видимо, показалось мало, и он пообещал добиться реанимации процесса обсуждения единой конституции Союза, замороженного после франко-голландского афронта. Нынешнее состояние дел таково, что добиться плодотворного обсуждения этой темы не легче, чем решить квадратуру круга. Вот почему прозрачный намек опытного германского дипломата следует понимать так: мы, конечно, постараемся сделать все возможное, но не ждите от нас чудес.

А между тем госпожа канцлер, стараниями которой тема конституции в начале года взлетела в верхние строчки европейской повестки дня, судя по всему, делает особую ставку именно на нее. Почему? Не ставя под сомнение искренность ее веры в то, что Европейскому Союзу действительно как воздух необходимо кардинально усовершенствовать процесс принятия решений, а идее европейской интеграции придать новое звучание, сделав ее по настоящему привлекательной для простых граждан, добавим к этому перечню еще одну важную причину. Ангеле Меркель остро необходим масштабный внешнеполитический успех. Начиная с 2008 года, в ФРГ пройдет целая череда выборов, где ее партии надо будет предъявлять товар лицом. И чем христианским демократам похвастаться? Во внутренней политике продемонстрировать разительные перемены едва ли удастся, экономику пока стронуть с места никак не получается.

Остается сделать ставку на выпячивание возросшей глобальной роли Германии. Председательство в клубе ведущих индустриальных стран? Крепкий козырь, но простого избирателя этим не больно приманишь. Ближневосточные успехи? Их германскому премьеру в берлинском министерстве иностранных дел не решится пообещать даже самый заядлый оптимист: дай Бог, чтобы хуже не стало. Вот и выходит, что на чашу весов придется бросить авторитет ФРГ в Европейском Союзе и продемонстрировать умение вывести из тупика насущно необходимую дискуссию.

Но глава германского правительства идет при этом на большой риск, ставя на карту влияние Берлина в объединенной Европе. А ну как попытка окажется неудачной? После этого о конституции можно будет забыть надолго. Если вообще не придется начинать заново весь процесс ее выработки и последующего обсуждения, Причем, никто сейчас не возьмется предсказать, чем он закончится.

К тому же, даже в самой Германии уже немало тех, кто не в восторге от перспективы приобретения Европой единого Основного закона. Вот показательная цитата из берлинской «Вельт» на эту тему: «Да, Европу надо сделать более привлекательной. Но более сильная конкуренция на товарных рынках, снижение потребительских цен, больше мобильности и безопасности – все это важнее конституции».

Не так давно на европейскую конституцию обрушился бывший президент ФРГ Роман Херцог. Этот удар был особенно чувствителен, поскольку именно этот человек, имеющий репутацию видного юриста-государствоведа, был одним из духовных отцов столь вяло ныне обсуждаемого проекта, возглавляя первый Конвент, начинавший готовить документ. Правда, аргументы Р.Херцога кое-кто тут же объявил популистскими и даже недемократическими.

В общем, судьба 600-страничного документа после того, как его попытались сделать приемлемым для всех – и в результате так и не смогли этого пока добиться – представляется неясной.

Андрей ГОРЮХИН

№2(8), 2007

№2(8), 2007