Главная > Дневник событий > В фокусе > ФРГ: триумфаторы

ФРГ: триумфаторы

4
image_pdfimage_print

Пять лет назад Альтернатива для Германии впервые прошла в земельный парламент – с 10 процентными пунктами в Саксонии и с 12 – в Бранденбурге. А на последних выборах прежний результат удвоен, в Саксонии даже почти утроен. Подобных успехов в западных землях АдГ никогда не добивалась, при том, что и лидер этой партии, и её ведущие кандидаты в Саксонии и Бранденбурге – выходцы из западных земель. А вот поди ж ты, сумели найти подход к сердцу жителей Востока.

Что же следует из этого очевидного успеха? Прежде всего, то, что несмотря ни на какие достижения к власти АдГ всё равно никто не пустит: ни один партнёр пока вступать с ней в коалицию не решится. Затем ещё то, что «альтернативщикам» удалось объединить вокруг себя тех саксонцев и бранденбуржцев, которые недовольны, что с ними обходятся как с «гражданами второго сорта». Такие люди особенно сильно представлены в электорате АдГ. Также велика в нём доля тех, кто устал от перемен и опасается слишком сильных трансформаций привычной жизни. И наконец, то, что 30 лет спустя после воссоединения Германии АдГ обошла Левых в качестве протестной партии жителей Восточной Германии. Для Левых это весьма болезненный удар, поскольку они свои, местные, а АдГ по преимуществу пришельцы с Запада. Так или иначе, в Саксонии Левые потеряли 29 тысяч избирателей, а в Бранденбурге – 11 тысяч.

Ещё одна новинка заключается в том, что «альтернативщикам» удалось доказать, будто они компетентны не только в вопросах миграционной политики, где у них действительно мало конкурентов. Зато теперь они значительно повысили свою котировку, скажем, в вопросах социальной справедливости. Им также удалось доказать избирателям, что они хорошо разбираются в специфической «восточной» проблематике и могут считаться защитниками интересов жителей этой части ФРГ.

Ещё один важный момент заключается в том, что «альтернативщикам» удалось привлечь тех, кто раньше не ходил на выборы. В Бранденбурге таких набралось 107 тысяч, а в Саксонии и вовсе 226 тысяч. В этот успех внесли свой вклад противники «альтернативщиков», многие из которых вели свои кампании под лозунгом «Помешать АдГ!». Это заставило прийти к избирательным урнам многих из тех, кто в иной ситуации просто поленился бы выйти из дома.

Почему же всё-таки «альтернативщикам» не удалось занять в этих землях первую позицию? Как это ни парадоксально, но, по мнению экспертов, их подвела некоторая зацикленность на темах, связанных с миграционной политикой. Для саксонцев это сейчас отнюдь не главная головная боль: приоритет они отдают проблемам образования. Что до бранденбуржцев, то у них миграционная тематика вообще находится на пятом месте, а более всего их волнуют проблемы инфраструктуры.

Голосуют за АдГ преимущественно мужчины, но спектр сторонников у неё достаточно широк. Ещё стоит отметить, что свои голоса ей отдают и те, кому меньше 30 и те, кому больше 60.

Однако в политике, как и в спорте, главный признак по-настоящему высокого класса – это постоянство результатов. И АдГ ещё предстоит доказать, что она может стабильно набирать на выборах плюс-минус 25 процентных пунктов. Ещё одна опасность для «альтернативщиков» заключается в том, что популярность на Востоке ФРГ может сослужить для них дурную службу на Западе, где они начнут утрачивать привлекательность для избирателей.

Андрей НИЖЕГОРОДЦЕВ

№7-8(142), 2019