Главная > Дневник событий > Политика > Каким будет следующий состав Европарламента?

Каким будет следующий состав Европарламента?

8
image_pdfimage_print

Предстоящее в мае голосование, в результате которого должен быть обновлён состав Европейского Парламента, приведёт к значительным изменениям, однако всё же не настолько радикальным, чтобы изменить до неузнаваемости расстановку политических сил. Судя по всему, нынешний механизм управления этой ассамблеей и Евросоюзом в целом не изменится принципиальным образом.

Такой вывод можно сделать из предварительного прогноза расклада депутатских мандатов в Европарламенте. Он подготовлен его собственными экспертами на основе опросов, проведённых в странах-участницах (без Великобритании).

Эта технология используется уже давно и зарекомендовала себя как достаточно точно предсказывающая результаты голосования, хотя к самой методике всё же предъявляется много справедливых претензий. Например, не во всех странах проводятся такие предвыборные опросы и за основу там берутся результаты других политических зондажей. Однако в прошлом аналогичные прикидки давали цифры, очень близкие к результатам реальных выборов.

Что показало исследование, которое теперь будет обновляться ежемесячно, вплоть до мая? Две крупнейшие партийные группы (народники, объединяют правоцентристов различного направления) и социал-демократы понесут значительные потери. Зато либералы наберут вес, прежде всего, за счёт представителей партий нынешнего французского президента, и их поддержка может стать решающей для сохранения управляемости в интересах ныне правящих в ЕС сил.

Конкретно фракция народников сократится с 217 до 183 депутатов, социал-демократы понесут большие потери – вместо 186 будут иметь 135. Но масштабы падения будут объясняться преимущественно последствиями «Брекзита». Крупнейшая британская партия – консервативная – образовывала с некоторыми мелкими союзниками на континенте отдельную фракцию, поэтому её отсутствие в новом составе не скажется на народниках, которые теоретически близки к ним по идеологии. Зато потеря лейбористов, входивших в социал-демократическую группу, будет способствовать значительному снижению численности этой фракции.

В любом случае, эти две партийные силы, которые делили власть в институтах Евросоюза, должны сохранить господствующие позиции, хотя впервые за время существования этой ассамблеи они получат меньше половины голосов избирателей. Однако для обеспечения большинства, возможно, им придётся опираться на либералов, представительство может возрасти с 68 до 75 человек, за счёт появления в своих рядах «макронистов» – новичков на европейской политической сцене.

Однако не эта тенденция – главная новинка в будущем составе Европарламента, не эта цифра – ключевая для того, чтобы дать ему правильную политическую оценку. Основным станет то, смогут ли несистемные партии и движения набрать 33% голосов, достигнут ли они квоты в 235 депутатов, которая позволит им реально влиять на принимаемые решения?

Пока ответ на этот вопрос даётся отрицательный.

Хотя ожидается общий рост числа депутатов от несистемных сил, но трети мест они всё же не займут. По имеющейся оценке на сегодня, они смогут собрать нужное число депутатов, но только если группы, которые причисляют к крайне правым (что не совсем точно), договорятся с крайне левыми (такое определение условно). Тем не менее, в настоящее время такой альянс представляется политически сложным, а потому маловероятным. Однако, в случае его создания, можно будет говорить о радикальном изменении состава Европарламента, о том, что прежние правила отменены и должны быть выработаны новые. В таком варианте несистемные силы могли бы обрести – во всяком случае, арифметически – возможность быть представленными в совершенно ином масштабе в различных европейских структурах, а также влиять на выработку повестки дня и принимаемые решения. Пока эта возможность просматривается только теоретически.

Валерий ВАСИЛЬЕВСКИЙ

№3(138), 2019