Опять женщин обижают…

image_pdfimage_print
Вроде бы уже даже смешно говорить о равноправии полов. Это после стольких-то десятилетий борьбы женщин за свои права и повсеместного торжества идей феминизма! После того, как побежденным мужчинам окончательно указано их место – на коврике у входной двери – и бывший слабый, а ныне доминантный пол может сполна насладиться плодами сокрушительной победы?

Однако, если отставить шутки в сторону, то, опираясь на сухую статистику, можно констатировать, что одно из основных требований европейских дам – равная плата за равный труд – и по сей день остается столь же недостижимой мечтой, что и во времена их прабабушек.

Не случайно член Европейской Комиссии и куратор проблем юстиции Вивиан Рединг отметила недавно, что даже в Германии, стране с глубоко укоренившимися социал-демократическими традициями, женщины в среднем зарабатывают на 23,3% меньше, чем их коллеги-мужчины. Заметим, что по Европейскому Союзу в целом эта разница составляет заметно меньше – 18%. «Это неприемлемо», – строго констатировала высокопоставленная брюссельская чиновница. И ее можно понять: разница в оплате труда между представителями разных полов, входящих в исполнительный орган Единой Европы, безусловно, не так велика.

Госпожа Рединг подчеркнула, что, по ее мнению, «устранение этих различий в одной только Германии могло бы привести к росту валового внутреннего продукта примерно на 30%». Даже странно, что упрямые немецкие мужчины буквально проходят мимо своего счастья, не желая воспользоваться столь мощным рычагом экономического роста. «Германия – одна из самых экономически развитых стран и должна явить собой хороший пример, а не быть в числе отстающих», – наставляет В.Рединг, подчеркивая, что ждет от ФРГ «большей амбициозности и конкретных дел».

Она объявила также, что намерена бороться с таким вопиющим неравенством доходов, добавив, что последние 15 лет в этом отношении попросту пропали зря. Что же, как говорится, ей сверху виднее… А вот как госпожа Рединг сумеет выполнить свое обещание – к моменту окончания своего срока пребывания на упомянутом посту заметно сократить столь вопиющую разницу – мы увидим. Стоит сказать только, что она далеко не первая из тех, кто берет на себя подобные обязательства. До нее эту борьбу в общеевропейском масштабе вел куратор социальной политики ЕС Владимир Шпидла. Результат, как легко догадаться, нулевой.

В чем все же причина столь длительной консервации этого неравенства доходов? Их, как водится, несколько.

Скажем, многие женщины по семейным обстоятельствам трудятся только часть рабочего дня. Их доля от общего числа трудящихся дам достигает 38%. Это раз.

Среди малооплачиваемых работников по-прежнему весьма высока доля женщин. Это два.

Для многих женщин, несмотря на их отменное образование, путь к вершинам карьерной лестницы и руководящим постам бывает слишком труден, а то и вовсе непроходим.

По данным Европейской Комиссии, занятость женщин в последние годы заметно снизилась. Скажем, в период с 2000 по 2006 год для представительниц прекрасного пола она упала на 7,5 миллиона. Для сравнения: у мужчин этот показатель упал на 4,5 миллиона.

Сколько ни облегчают женщинам бремя домашней нагрузки, оно все равно остается высоким, в особенности в сравнении с тем, что в этом отношении делают мужчины. Женщина отдает домашнему хозяйству 25 часов в неделю, а мужчина – только 6, то есть вчетверо меньше. Мудрено ли, что силы у многих дам остаются только на неполный рабочий день?

И в заключение – очередная порция статистических данных. Они иллюстрируют тот самый разрыв в доходах между мужчинами и женщинами, о котором мы вели речь.

Италия – 4,9%

Словения – 8,5%

Бельгия – 9%

Румыния – 9%

Мальта – 9,2%

Португалия – 9,2%

Польша – 9,8%

Люксембург – 12,4%

Латвия – 13,4%

Болгария – 13,6%

Ирландия – 17,1%

Швеция – 17,1%

Испания – 17,1%

Венгрия – 17,5%

Дания – 17,7%

Франция – 19,2%

Финляндия – 20%

Словакия – 20,9%

Великобритания – 21,4%

Кипр – 21,6%

Литва – 21,6%

Греция – 22%

Германия – 23,2%

Нидерланды – 23,6%

Австрия – 25,5%

Чехия – 26,2%

Эстония – 30,3%

Александр ВАРВАРИН

№3(42), 2010