Главная > Дневник событий > В фокусе > 2018-й в Германии: итоги и надежды

2018-й в Германии: итоги и надежды

ds-fok-German2018
image_pdfimage_print

Ну что ж, кое-какие основания для этих надежд, разумеется, есть. Сестринские партии, как в Германии называют ХДС и ХСС, вступили в период перестройки. «Старшая сестра» уже обзавелась новым лидером: казавшаяся вечной фрау канцлерин уступила председательское кресло Аннегрет Крамп-Карренбауэр (поскольку даже немцам надоедает полностью произносить эти не особенно округлые имя и фамилию, её то и дело сокращают до просто АКК). В ХСС выборы намечены на январь, и после них у руля встанет Маркус Сёдер, а ветерану Хорсту Зеехоферу придётся удовольствоваться постом в федеральном правительстве. Оба преемника значительно моложе своих предшественников, но прошли серьезную обкатку на постах генеральных секретарей и, судя по всему, наладили должный контакт с аппаратом.

Но как бы ни хотелось обеим партиям и их лидерам спокойной и размеренной жизни и бесконфликтной перестройки доставшегося им непростого наследства, никто не сможет им это гарантировать.

В ХДС сейчас сложилось своеобразное «троецентрие»: власть рассредоточена между тремя полюсами силы. Первый это партийный аппарат, находящийся в руках АКК, второй – ведомство федерального канцлера, где последнее слово по-прежнему за Ангелой Меркель, а третий – парламентская фракция, где всем заправляет Ральф Бринкхаус, пришедший к власти наперекор воле фрау канцлерин. Добавьте сюда правое крыло, группирующееся вокруг Фридриха Мерца, главного соперника АКК в борьбе за пост лидера партии, и двух весьма самостоятельных глав земельных правительств – Армина Лашета (Северный Рейн – Вестфалия) и Даниэля Гюнтера (Шлезвиг-Гольштейн), которые не особенно скрывают свои амбиции. Ну и как, похоже на то, что дела в ХДС будут отныне идти без сучка и задоринки?

В ХСС тоже есть свой смутьян – Карл Теодор цу Гуттенберг. И Маркусу Сёдеру он уже сейчас не даёт спуску. А что же будет дальше?

У социал-демократов воспоминания о минувшем годе могут быть окрашены только в самые мрачные тона. Если для ХДС/ХСС итоги выборов можно расценивать как болезненный удар по самолюбию, то для СДПГ они просто близки к катастрофе. А как еще прикажете назвать то, что старейшая партия страны, десятилетиями задававшая тон в политической жизни, стоит на пороге маргинализации, и «народной» её уже сейчас можно назвать только в шутку. Да и сказать, что нынешнюю правящую коалицию в стране недолюбливают, что избиратели, что политики, значило бы сильно приукрасить ситуацию.

Этот брак по расчёту оказался для социал-демократов тотально несчастливым. Они мучительно страдают в роли младшего партнёра, а избиратели регулярно наказывают их за стремление оставаться у власти. Так что испытаниям на прочность правящая коалиция будет подвергаться постоянно. И потому, что реализовать свои предвыборные обещания в рамках этого правительства социал-демократам будет весьма затруднительно, и потому, что масла в огонь могут подлить результаты приближающихся выборов в Европейский Парламент. Итоги работы в правительстве СДПГ обещала подвести этой осенью, причём сделать это она хотела бескомпромиссно, что определённо не сулит коалиции безоблачного будущего.

Дополнительные сложности в работу правительства будет вносить и то, что ни один из трех партийных лидеров – ни АКК, ни Маркус Сёдер, ни Андреа Налес – в кабинет министров не входят.

А что до европейских выборов, то они, похоже, не обещают ничего хорошего ни СДПГ, ни ХДС/ХСС. Почему? Хотя бы потому, что в Германии они почти традиционно являются протестными выборами, на которых правящие партии показывают слабые результаты. А преданным избирателям крупных партий европейские кампании зачастую представляются излишней затеей, тогда как среди электората небольших партий они вызывают интерес.

Теперь представим себе, что тенденция продолжится и социал-демократы придут к финишу после ХСС, «зелёных» и, что самое для них страшное, после Альтернативы для Германии (АдГ). Тогда бунта против участия в правительстве им не миновать. Нет, разумеется, министры и депутаты мутить воду едва ли будут, поскольку над ними особенно-то не каплет, а начинать предвыборную кампанию со слабых позиций – дело опасное и малонадёжное. Но вот униженный базис партии – функционеры нижнего и среднего звена, преданные и идейные социал-демократы – они-то могут восстать против участия в нынешнем правительстве, не приносящего им ничего кроме проблем и позора. И тогда незадачливому руководству партии придётся ой как не сладко.

И, наконец, вопрос вопросов: в самом ли деле Ангела Меркель собирается досидеть в канцлерском кресле до конца положенного срока, то есть до 2021 года? Она пообещала поступить именно так, но у многих есть сомнения в том, что своё обещание она сдержит. Почему? Да потому, что, если она передаст АКК бразды правления в ведомстве федерального канцлера еще задолго до выборов, та сумеет начать кампанию со значительно более выигрышных позиций. Правда, коли уж это произойдёт, то СДПГ едва ли будет безучастно наблюдать за тем, как АКК набирает очки к грядущим выборам. Более вероятно, что социал-демократы откажутся быть соучастниками реализации такого плана. Однако не обязательно, что за этим последуют досрочные выборы: политические эксперты полагают, что свободные демократы вполне могут выступить в качестве «мерхайтсбешафферов» – поставщиков недостающих голосов. Правда, с ними одними ХДС/ХСС можно будет сформировать только правительство меньшинства. И условие, при котором «желтые» на это пойдут, христианским демократам хорошо известно – уход Меркель с политической арены.

К досрочному уходу госпожу Меркель может подтолкнуть и ещё одна безрадостная перспектива. После сентября 2019 года германским партиям предстоит пройти через горнило трёх земельных выборов. Причем все они пройдут в восточных землях – в Тюрингии, в Саксонии и в Бранденбурге. Там участие в предвыборной игре фрау канцлерин вовсе не плюс, а большой минус.

Но самое печальное, как для ХДС, так и для СДПГ, это то, что там, согласно опросам, они сейчас котируются практически вровень с АдГ и «левыми». И в результате, поскольку пока – заметьте, пока! – ХДС отрицает возможность коалиционных соглашений с АдГ, дело может дойти до формирования правительства из ХДС и «левых». Причем в Бранденбурге об этом уже вовсю рассуждают.

Да, вот уж это будет безусловная новинка в политической жизни ФРГ! А ведь каких-нибудь полтора года назад к человеку, допустившему такую возможность, спешно вызвали бы скорую психиатрическую помощь. Сейчас же «левые» вовсе не какой-нибудь несистемный осколок, чудом уцелевший со времен ГДР, каким её пытались представить ещё недавно, а вполне законная часть политического истеблишмента давно объединенной ФРГ.

Как ни парадоксально, это здорово сыграло на руку АдГ, прочно занявшей на востоке Германии место «протестной партии номер 1». И с этого вполне может начаться её путь в истеблишмент.

Важный шаг может быть сделан на коммунальных выборах 2019 года, когда где-нибудь на германских просторах появится первый бургомистр-член АдГ. Фантастика? А когда-то фантастикой сочли бы то, что правительство Тюрингии может возглавить представитель «левых», что сейчас успешно демонстрирует Бодо Рамелов.

Теперь вы понимаете, почему говоря об отказе ХДС вступать в политические союзы с АдГ, я употребил слово «пока»? Кто знает, не станет ли это сюрпризом наступающего года…

Андрей НИЖЕГОРОДЦЕВ

№12(136), 2018