Главная > Дневник событий > Иммиграция > Армрестлинг Париж-Рим

Армрестлинг Париж-Рим

ds-immigra
image_pdfimage_print

Париж пытается поставить Рим в угол, как нашкодившего школяра. Это стало очевидно после неформального саммита Европейского Союза в австрийском городе Зальцбурге, где обсуждались не только условия выхода Великобритании из Европейского Союза, но и проблемы иммиграции.

Президент Франции Эмманюэль Макрон не скрывал раздражения в адрес Италии и стран Вышеградской группы (Венгрия, Польша, Словакия и Чехия), которые не видят необходимости в изменении Дублинского соглашения по иммиграции, как и в усилении охраны внешних границ. Более того, он обвинил противников этих мер в создании «напряжённости и кризисов» в ЕС. По мнению французского лидера, «страны, не желающие укрепления агентства по охране границ – «Фронтекса» – должны покинуть Шенгенскую зону».

За усиление охраны внешних границ ранее выступил председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, и его поддержали ведущие государства интеграционного объединения, заинтересованные в создании совместной пограничной полиции (или гвардии). Однако новое правительство Италии – самый большой скептик в отношении этой меры. Такой же позиции придерживаются Испания и Греция, полагающие, что далеко не всем государствам требуется помощь иностранных профессионалов для охраны национальных границ.

В последнее время Париж не скрывает своего недовольства иммиграционной политикой Рима, но угроза отлучить Апеннинский полуостров от Шенгенской зоны прозвучала впервые. Итальянские аналитики объясняют это, главным образом, предвыборной риторикой Э.Макрона.

Тем не менее, одна из статей законодательной инициативы Еврокомиссии действительно предусматривает возможность исключения стран из Шенгенского договора исполнительным органом ЕС в случае их отказа от помощи «Фронтекса», направляемой Брюсселем в экстренных случаях.

Хозяин Елисейского дворца прибегает к обобщениям, считая нынешнюю ситуацию в Средиземноморье не миграционным, а политическим кризисом, связанным с мерами итальянских властей, которые отказываются высаживать на свою территорию всё новых беженцев. «Напряженность, – по его словам, – порождается теми, кто не соблюдает гуманитарное и международное морское право, отказываясь принимать прибывающие суда, даже если их порты расположены ближе всех».

Однако на зальцбургской встрече была озвучена примирительная концепция «гибкой солидарности». Она предполагает возможность выбора: в случае отказа от перераспределения мигрантов, та или иная страна может фактически откупиться от этой обузы. Например, увеличив свой финансовый взнос или число сограждан на службе во всё том же «Фронтексе».

Такой подход может позволить провести реформу Дублинского соглашения, поскольку государства Вышеградской группы вроде бы не против. Ведь это предложение впервые было высказано два года назад ни кем-нибудь, а президентом Словакии. Италия пока не выразила мнения, и это может намекать на вероятное согласие Рима. Правда, судьба этой инициативы во многом зависит от Германии, но вот канцлера Ангелу Меркель, по её словам, принцип гибкой солидарности «не убеждает».

Сергей ИЛЬИН

Кстати

В попытке избежать углубления раскола и предотвратить новые стычки по миграционной проблеме в ЕС, Еврокомиссия планирует провести в феврале 2019 года встречу на высшем уровне с Лигой арабских стран. Это особенно важно в условиях предстоящих выхода Британии из Евросоюза, выборов в Европейский Парламент и начала переговоров о бюджете «двадцати семи» после «Брекзита».
Если европейские лидеры и совпадают в чём-то, относящемся к миграционной головоломке – то это в необходимости наращивать сотрудничество с третьими странами, откуда потоки людей отправляются в Старый свет. Цель такого взаимодействия – хотя бы уменьшить количество беженцев и нелегальных мигрантов, хотя их число уже сократилось с более чем двух миллионов в 2015 году до менее 100 тысяч с начала текущего года. В частности, властям Египта удалось в этом году полностью прекратить отъезд нелегалов в Европу.
Председательствующая в ЕС до конца года Австрия намерена ускорить создание в северной части Африки «платформы для высадки» нелегальных мигрантов.

№9(133), 2018