Главная > Открываем старый свет > ТРАДИЦИИ > Карнавальные страсти

Карнавальные страсти

image_pdfimage_print

Старые венецианцы вздыхают: карнавал пошел не тот. Нет былого веселья, его заменили толпы разноязычных туристов.

– Знаете, еще не так давно все было не так, – вспоминает синьор Луиджи, оказавшийся рядом со мной в недрах традиционного венецианского кафе, где не слышно приезжих. – Тогда мы все, горожане, наряжались в карнавальные костюмы, организовывали спонтанные увеселения. Городские радиостанции служили передаточным звеном, через которые друзья и родственники назначали время и место встречи. Прямо после работы мы могли пойти на одну площадь, другую и гулять там чуть не до утра. Там устраивались концерты, представления…

– Импровизированные?

– Импровизированные и не очень. Понимаете, дух был другой. Когда весь город одет в костюмы, все приезжие тоже невольно подхватываются этой волной, этим настроением. Складывается особая атмосфера.

– Значит, вы после работы наряжались и шли веселиться?

– Как вы не понимаете, право! Мы на работу шли в костюме. Вот я держу лавку. Так я прямо в костюме стоял за прилавком, торговал. Неповторимая атмосфера…

– Сейчас тоже ходят ряженые, туристы покупают шутовские колпаки и маски.

– Э, все не то. Вы можете себе представить целый город в карнавальных костюмах? А теперь все превратилось в туристический аттракцион. Все хотят только заработать. Для моего дела тоже интересно, когда в Венеции много туристов. Но сейчас докатились до того, что цены на все – гостиницы, еду и прочее заломили такие, что посмотрите: в нынешнем году половина гостиниц стоят пустые… У венецианцев карнавал отобрали и отдали туристам. Теперь на многие представления надо покупать билет, они проходят в разных дворцах, келейно.

Если судить по толпе, через которую невозможно продраться по узким улицам этого единственного на свете города, трудно согласиться с таким скептицзмом. Но, возможно, синьор Луиджи прав и еще не так давно карнавальная Венеция была другой? Не знаю. Во всяком случае, возрождение здесь этой древней традиции датируется обозримыми временами – 1970-ми годами, когда после почти двух веков забвения венецианцы вспомнили про свои старинные забавы.

Корнями Карнавал уходит в такую древность, что дух захватывает. Некоторые специалисты готовы увидеть черты этого увеселения в некоторых ритуалах, практиковавшихся 4 тысячи лет назад в античном Египте в ходе празднеств в честь богини Изиды, призванных обеспечить плодородие и обновление жизни. В более близкие времена подобные увеселения практиковались в древней Греции и были связаны с праздником, посвященным богу виноделия Дионисию. А в древнем Риме длинный цикл увеселений в конце зимы назывался Сатурналии и предполагал как раз смешение в общем безудержном веселье всех социальных слоев общества, временную отмену морали и норм, управлявших обществом.

Карнавалы затем были приспособлены христианской церковью и получили распространение по большей части в странах с католической традицией. Это народное веселье было приурочено к периоду, предшествующему Великому посту – в разных странах и городах оно длилось по-разному, от недели до месяца и даже больше. После последнего, самого буйного дня Карнавала – «жирного вторника», наступал пост. Даже само название этого праздника связано именно с этим и идет от латинского carnem levare – «убрать мясо».

Карнавальное действо построено по одинаковому принципу. Необходимо надевать маски, чтобы отпугнуть злых духов, можно устраивать парады на тележках или каким-либо иным образом обозначать местные формы веселья. Есть свои особенности у карнавалов во Франции, Германии, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, Италии… Но, пожалуй, самым знаменитым на европейском континенте остается венецианский карнавал.

Его официальная история начинается в 1094 году, когда дож Фалиеро впервые разрешил этот народный праздник, а в 1269 году «жирный вторник» стал праздничным днем. Уже тогда на площадях города устраивались концерты и спектакли (так, как их тогда понимали), жители переодевались, маскируя свое истинное положение в обществе. Апогеем этой традиции стал XVIII век, когда на карнавал в Венецию уже стали съезжаться состоятельные люди со всей Европы. Тогда же сложились и традиционные атрибуты этого городского праздника: длинный черный плащ («табарро»), особая маска («баута») и треуголка. Не случайно именно по большей части в костюмах той эпохи дефилируют современные ряженые в дни венецианского карнавала.

Действительно ли он стал абсолютно коммерческим предприятием? Во многом, наверное, да. Но, согласитесь, забавно встречать в вагоне поезда, следующего в «жирный вторник» в Венецию, дам в напудренных париках, шелках и кружевах. Необычно услышать из уст фланирующей ряженой пары по отдаленной от центра улочке города болтовню между собой на таком безупречном английском языке, которым владеют исключительно избранные и высоко образованные жители Туманного Альбиона. Не совсем банально переходить в конце дня по очередному горбатому мостику следом за другой парой, нарядившейся зайчиками: они устали, и от этого у них отвисли уши и хвосты. Все же что-то особенное есть в воздухе Венеции в эти дни, чего не может быть ни в одном другом месте в мире! Может быть, дело не только в карнавале?

Андрей СЕМИРЕНКО
Венеция – Москва

№2(19), 2008

№2(19), 2008