Главная > Финансы & банки > Транспорт > Долететь по земле

Долететь по земле

image_pdfimage_print

Испанцы садятся на рельсы

Кризис кризисом, но транспортная система страны должна совершенствоваться – такого принципа придерживаются власти Испании. Это относится, в первую очередь, к железнодорожным магистралям, по которым мчатся комфортабельные скоростные поезда AVE (в переводе на русский язык – «птица»).

Они развивают скорость до 300 километров в час и уже сейчас серьезно конкурируют с авиасообщением, прежде всего, на маршруте между столицей и вторым по численности населения городом страны – Барселоной. Только за минувший год испанские авиакомпании лишились на внутренних рейсах пятой части потенциальных пассажиров, и это лишь начало. Ведь преимущества скоростного железнодорожного транспорта становятся все более очевидными. Среди них – примерно одинаковая цена билета; отсутствие необходимости ехать за город в аэропорт на такси или в автобусе (старинные железнодорожные вокзалы в большинстве европейских городов расположены в центре) и прохождения тщательного досмотра перед вылетом; независимость от погодных условий и гораздо более четкое соблюдение расписания.

В следующее десятилетие испанцы намерены проложить для «Птиц» еще 9 тысяч километров скоростных магистралей. Главная цель – создать самую интенсивную железнодорожную сеть в Европе с подключением ее к соседней Португалии, а затем – и к Франции, которая уже давно эксплуатирует такие составы и является в этой области одним из мировых лидеров. В результате, согласно разработанным планам, 90% населения Испании будут проживать не более чем в 50 километрах от ближайшей железнодорожной станции, и смогут практически в любое время воспользоваться скоростным поездом.

Сторонники всемерного развития этого вида транспорта подчеркивают и его роль в охране окружающей среды. Во-первых, в пересчете на каждого пассажира на километр пути, в атмосферу выбрасывается лишь шестая часть углекислого газа, по сравнению с объемом, производимым самолетами. А во-вторых, высвобождаемые старые железнодорожные линии могут более интенсивно использоваться для грузовых перевозок, что позволяет сократить автомобильные перевозки. Эти аргументы звучат более чем весомо в современной Европе, считающей окружающую среду чуть ли не священной коровой.

Удастся ли Мадриду в нынешних условиях осуществить свою амбициозную программу? Она приобретает особое социально-экономическое значение на фоне быстрого роста безработицы, которая, по данным последних опросов общественного мнения, волнует испанцев уже больше, чем терроризм. Пессимисты предсказывают: незанятость приблизится в этом году к 20% работоспособного населения, что станет особенно ощутимым после десятилетия экономического, прежде всего, строительного бума и небывало низкого для этой страны уровня безработицы…

Между тем, все больше испанских пассажиров делают ставку на скорость, пунктуальность, комфорт и экологичность поездов. Чем ответят на этот вызов авиакомпании?

Игорь ЧЕРНЫШОВ

№3(31), 2009