Главная > Дневник событий > Политика > Германия: международные последствия провала канцлерин

Германия: международные последствия провала канцлерин

3
image_pdfimage_print

Вину за безуспешные попытки создания тройственной коалиции, так называемой «ямайки» – это прежде довольно редко встречавшееся сочетание, в последнее время стало общеизвестным – очень удобно возложить на СвДП. А как же? Ушли с переговоров, которые сейчас предпочитают называть зондажом, значит они и виноваты.

Формально все так и есть. Но провал этот вполне выпукло высвечивает два факта. Результат, показанный блоком ХДС/ХСС под водительством Ангелы Меркель, сам по себе можно считать проигрышем, недаром он стал худшим за всю послевоенную историю Германии. Если не кризис лидерства в христианско-демократическом лагере, то тогда что же это?

Недаром социал-демократы, сходу отказавшись от участия в большой коалиции, помимо всего прочего устроили Меркель дополнительную проверку её лидерских умений и возможностей: а покажи-ка, как тебе удастся поставить под свои знамёна лебедя, рака и щуку? Не удалось никак. И это второй неоспоримый факт, демонстрирующий критическое исчерпание руководительского потенциала «мамаши Меркель».

А ведь всего несколько месяцев назад, после избрания президентом США Дональда Трампа, её примеряли на пост главной глобалистки, способной подхватить пошатнувшееся знамя из рук велеречивого Барака Обамы. Ну, теперь-то куда уж…

Можно, конечно, объяснять случившееся «гибридными» происками российского Мордора и аналогичными скудоумными построениями. Но если оставаться на почве реальности, то стоит, наконец, признать, что либеральную элиту подкузьмила её собственная политика образца «лайф из гуд». Вся вот эта наивная «фукуяма», в соответствии с которой «конец истории» свершился, капитализм и демократия окончательно и бесповоротно победили, и окружающая действительность нуждается разве что в небольших исправлениях, а так-то всё о'кей и даже лучше. И торжественное шествие по миру либерального прогресса ничто не может остановить. Почему? Да потому что, вот почему! Для людей, которые ещё не совсем забыли заветы классиков, можно привести ещё один безубойный аргумент: либеральное учение всесильно, потому что оно верно. Желаете оспорить?

Заметим, что вся эта тягостная для германского политического класса история с двумя подряд провалами Ангелы Меркель происходит как раз тогда, когда кризис лидерства особенно остро ощутим в масштабах всей Европы. И Германия, которая ещё сравнительно долго будет управляться временным правительством, по определению неспособным выступить с какими-либо значимыми международными инициативами, мало подходит на роль какого бы то ни было локомотива.

Эксперты выделяют в нынешней европейской политике два насущнейших комплекса вопросов, так сказать, поиск двух равновесий – между Востоком и Западом (миграционный кризис) и между Севером и Югом (проблемы евро, государственной задолженности и новых инвестиций). Вообще-то все это вопросы, которые хорошо было бы решить лет эдак пять-семь назад. Но ведь «лайф из гуд», а потому торопиться не стали. В последнее время все надежды связывались с тем, что после выборов во Франции и в Германии у лидеров, наконец, будут развязаны руки, и уж тогда-то они всем покажут. Но пока и из этого ничего не выходит: все остаётся в подвешенном состоянии тех пор, пока в Германии не появится стабильное и дееспособное правительство. Президент Франции Макрон уже выступил с рядом инициатив, но ответа из Берлина придётся подождать.

В Италии выборы пройдут в следующем году, и от их исхода ситуация в Европе тоже будет зависеть. В Испании конфликт вокруг Каталонии весьма далёк от решения, и он ставит Европейский Союз в весьма сложное положение. ЕС сейчас надо прилагать огромные усилия, чтобы не оказаться разодранным между «Европой национальных государств» и «Европой граждан». Для решения всех этих конфликтов нужны не только дееспособные прочные правительства, но и нестандартные идеи, способные придать процессам европейской интеграции новое звучание и новое направление развития. Никаких ярких творческих посылов от европейских лидеров, в том числе от германских, мы в последние годы так и не видели. А теперь в дополнение к этому надо дожидаться, пока в Берлине не появится полностью ответственный и договороспособный глава кабинета министров.

Не лучше обстоит дело и в области трансатлантических отношений. Здесь тоже стоят два больших вопроса, ответа на которые пока нет. Первый – торговые отношения, второй – проблема безопасности в Европе и вокруг Европы, в том числе – политика в отношении России. Очевидно, что по обеим этим темам интересы сторон расходятся всё дальше.

В области торговой политики американское правительство не прекращает обвинять Германию в том, что она продолжает добиваться значительного превышения экспорта над импортом. И, значит, рано или поздно настанет момент, когда от Берлина потребуют изменить положение дел. Кому бы в правительстве ни пришлось этим заниматься, положительный результат отнюдь не гарантирован, а, следовательно, все может завершиться как улучшением двусторонних отношений, так и совсем наоборот. Но сейчас такая ситуация, когда Германии просто не до этого, ибо она занята решением внутриполитических вопросов.

В сфере безопасности США продолжают проводить политику жёсткой изоляции Ирана, оставляя основным своим региональным партнёром Саудовскую Аравию, ориентирующуюся в основном на силовую составляющую. Это, мягко говоря, не совсем то, чего хотела бы Европа. Но противостоять заокеанскому давлению пока в Старом Свете некому. Прежде Берлин хотя бы пытался это сделать, а сейчас? В Париже теперь в основном другие заботы, равно как и в Лондоне. Не помогает нынешнее безвременье и в выстраивании отношений с Россией. Тем более что европейцы не могут понять, что же будет делать в этой области Дональд Трамп, если всё-таки ослабнет оказываемое на него внутриполитическое давление.

Словом, для Ангелы Меркель приближается момент истины. Даже если ей удастся убедить социал-демократов в целесообразности создания новой большой коалиции, для этого ей придётся идти на серьёзные уступки. Международного авторитета ей это явно не прибавит.

Андрей ГОРЮХИН

№11(124), 2017