Главная > Тенденции & прогнозы > УГОЛОК НАУКИ > Неграмотным помочь трудно, но можно

Неграмотным помочь трудно, но можно

image_pdfimage_print
Согласно некоторым оценкам, в Германии насчитывается 4 миллиона человек, недостаточно владеющих навыками чтения и письма. Они порой не в состоянии постичь содержание рекламного плаката, не говоря уже о том, чтобы разобраться в банковской или страховой документации, которая и грамотному-то человеку может показаться непривычно сложной.

Для того, что превратить буквы, ставшие врагами этих несчастных, в их друзей, нейропсихологи из Магдебургского университета разработали программу тренингов для функционально неграмотных. Руководитель проекта Ивонне Герт рассказывает о своих воспитанниках: «Из пришедших все умели написать свое имя. А вот с адресом дело обстояло уже сложнее. Попадались и такие, которые не могли правильно написать вообще ни одного слова. Правда, многие из них уже настолько приспособились обходиться без грамоты, что их было непросто уговорить принять участие в программе, рассчитанной на три года». Что и говорить, нелегко взрослому человеку бывает признать, что его уровень грамотности ниже, чем у плохо успевающего второклассника.

Магдебургские исследователи решили изменить исходные посылки. Вместо того чтобы объяснять неграмотность своих воспитанников социальными условиями – трудное детство, частые болезни, необходимость заботиться о многочисленных братьях и сестрах – они решили рассмотреть нейробиологические причины. Некоторые процессы, протекающие в мозгу, коренным образом затрудняют восприятие и правильное различение звуков и слогов, и человек оказывается не в состоянии понять, что и как ему надо писать. Сейчас разрабатывается программа, которая может позволить направить работу мозга в нужное русло.

Все дальнейшее, тем не менее, останется прерогативой педагогов, которым предстоит разработать ряд адресных методик обучения чтению и письму тех, кто не сумел это сделать в нужное время.

№5(33), 2009