Главная > Дневник событий > В фокусе > Евросоюз: быть ли собственному «военному зонтику»?

Евросоюз: быть ли собственному «военному зонтику»?

1
image_pdfimage_print

«Мягкой силы» в непростых современных условиях Европейскому Союзу недостаточно – к такому выводу пришли его власти, взвесив вероятные последствия нарастающей нестабильности в мире и оценив всё новые угрозы, а также далеко не в последнюю очередь – состояние и перспективы трансатлантических отношений при новом главе Белого дома. Такой геополитический расклад подтолкнул Брюссель к давно ожидаемому и самому деликатному шагу: созданию системы европейской обороны. К тому же, по мнению стратегов интеграции, после неожиданного «Брекзита» этой темой можно воспользоваться, чтобы попытаться сплотить ряды «двадцати семи» (см. «Евросоюз строит армию?», №3(119), 2017).

Первым этапом станет создание Европейского фонда обороны, в который с 2020 года планируется инвестировать миллиарды евро из бюджета ЕС на «эффективные расходы», как утверждают некоторые чиновники в Брюсселе. По их мнению, требуемые руководством НАТО ежегодные ассигнования на эту организацию в размере 2% ВВП Евросоюза не отвечают такому критерию, ибо эти средства могут быть израсходованы, например, на пенсии бывшим военнослужащим или вообще на отопление пустующих казарм. Отметим, что, по данным Еврокомиссии, в последнее десятилетие ассигнования на обеспечение безопасности сократились на 12%, и что «отсутствие должного сотрудничества между странами ЕС в этой сфере и в области обороны обходилось им ежегодно в 25-100 миллиардов евро», поскольку 80% всех военных закупок и 90% исследований в области технологий осуществлялось на индивидуальной основе. По некоторым подсчётам, благодаря централизованным закупкам на нужды обороны, каждый год можно было бы экономить до трети этой суммы.

В подтверждение своего вывода брюссельские аналитики приводят такие данные. В странах ЕС используется 178 различных типов вооружения, по сравнению с 30 в Соединённых Штатах. В Европе число моделей танков достигает 17, тогда как в США – лишь один, а производителей вертолётов в Союзе и вовсе больше, чем стран, способных их закупать.

Если план Еврокомиссии окажется жизнеспособным – а это зависит от позиции Европейского Парламента, его готовности немало платить за обеспечение стратегической независимости, – то деньги налогоплательщиков ЕС впервые будут направлены непосредственно на военные цели. Под вопросом пока остаётся желание, а также способность банков Союза финансировать все военные проекты Брюсселя.

А пока на исследование и развитие военных технологий на период 2017-2019 годов из бюджета ЕС выделена смехотворная сумма – 90 миллионов евро. Но уже подписан ряд соглашений с крупными транснациональными корпорациями для разработки конкретных проектов, имеющих приоритетное значение для обороны. При этом серьёзное финансирование может начаться лишь в период новой легислатуры Европарламента: в 2019 году на исследования и развитие технологий предусматривается ассигновать 500 миллионов евро, а затем ежегодно – не менее 5 миллиардов на конкретные проекты. Впрочем, окончательная цифра с участием стран-членов ЕС пока не известна.

Каким видит сегодня исполнительный орган Европейского Союза будущее коллективной обороны? Брюссель рассматривает три возможных сценария.

Первый – «Сотрудничество в области безопасности и обороны» – должен быть «преимущественно добровольным, и зависеть от решений в каждом конкретном случае. ЕС сохранит способность развёртывать сравнительно небольшие гражданские и военные миссии, а также проводить операции по урегулированию кризисных ситуаций, но при более активном сотрудничестве участников, причём Евросоюз должен будет лишь дополнять индивидуальные усилия» своих стран. Предусматривается также, что государства-члены Союза будут добровольно обмениваться информацией о киберугрозах и атаках. Однако при таком сценарии, по мнению Еврокомиссии, оборонная промышленность осталась бы фрагментированной.

Второй сценарий – «Взаимная безопасность и оборона» – идёт несколько дальше, предусматривая «усиление способности ЕС проецировать свою военную мощь и вмешиваться во внешние кризисы». Это не означает взятия на себя роли НАТО, систематическое и скоординированное сотрудничество с которым будет продолжаться. Однако ЕС «взял бы на себя осуществление более решительных действий в ответ на угрозы и вызовы». Практически это означало бы выдвижение вовне военной мощи Союза, для обеспечения возможности «проводить высокоинтенсивные операции в борьбе против терроризма и гибридных угроз». В случае реализации этого сценария, «сотрудничество (в области безопасности и обороны. – Прим. авт.) станет нормой, а не исключением, а дублирование резко уменьшится. Подталкиваемые Европейским фондом обороны, государства-члены ЕС смогут развить многонациональные способности».

Однако наиболее предпочтительным европейские чиновники сейчас считают третий сценарий – «Совместная безопасность и оборона». Он предполагает полную военную интеграцию, которая позволяла бы «осуществлять систематическое отслеживание угроз и совместное принятие контрмер при тесном сотрудничестве национальных агентств безопасности». Более того, Брюссель наделялся бы способностью «руководить операциями высокого уровня», что могло бы включать «введение бесполётных зон, операции против террористических группировок, морские операции против враждебных сил, а также действия в области киберзащиты». Впрочем, некоторые цели этого сценария довольно скептически оцениваются аналитиками как скорее теоретические, нежели достижимые на практике.

Отметим, что оборонный бюджет европейских участников НАТО сейчас составляет около 242 миллиарда долларов в год (бюджет Пентагона – 680 миллиардов). Президент США Дональд Трамп требует от заокеанских партнёров по Североатлантическому альянсу тратить больше финансовых средств на оборону Европы.

Игорь ЧЕРНЫШОВ

№6-8(121), 2017