Главная > Дневник событий > В фокусе > Питерский форум через видоискатель

Питерский форум через видоискатель

pf-000
image_pdfimage_print

Победная статистика, юмор главного калибра, глянцевые гаджеты, статуэточные симпатяшки и шустрые хроникёры

Можно сколь угодно ёрничать по поводу претенциозности замысла, сравнивая, скажем, с Давосом. Можно пронырливо изыскивать недочёты в организационных установках. Можно, наконец, сетовать на регулярный дискомфорт капризной погоды в северной столице. Можно… но, если приподняться над житейской мелочностью, стоит ли? То не более чем мелкие шпильки в тумбоподобный опорно-двигательный аппарат невозмутимого слона, продолжающего упрямо шагать вперёд, не обращая внимания на одноразовые покалывания.

Как очевидец, могу свидетельствовать: Международный петербургский экономический форум (ПМЭФ) этого года был способен ошеломить. Масштабом: квадратурой и кубатурой экспозиций, численностью и составом участников. Признанием со стороны иностранных партнёров и конкурентов: пророчество о том, что «вся флаги в гости будут к нам», сбылось, притом буднично, без оглушающих фанфар. Атмосферой: сказывалась неизбывная «скрытая теплота патриотизма» (по Толстому) хозяев-питерцев.

 

Победная статистика

Иллюстрацией служат не только флагштоки, но и картинки с «пленарки», где на авансцене с Владимиром Путиным соседствовали Нарендра Моди, премьер-министр Республики Индия (в 2050 она станет самой многонаселённой страной на планете, потеснив с верхней строчки Китай), Кристиан Керн, Федеральный канцлер Австрийской Республики, и Игорь Додон, президент Республики Молдова.

 

В этом году Индия и Сербия считались официальными «странами-гостями» с определёнными привилегиями: они развернули свои выставочные экспозиции. Для Моди, чьей визитной карточкой стал удачный маркетинговый слоган Make in India, с дальним прицелом была организована встреча с главами субъектов РФ (а им несть числа), что можно рассматривать как начало продвижения новой идеи – национального бренда Made in Russia («Сделано в России»), предлагаемой оформить в виде приоритетного национального проекта.

 

 

Международное измерение и статусность питерскому форуму придавало и присутствие таких знаковых фигур, как генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш и генеральный секретарь Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) Мохаммед Сануси Баркиндо. В общей сложности приглашения были отправлены 45 министрам из 30 иностранных государств.

Большая политика и геополитика присутствовали «весомо, грубо, зримо». В рамках форума состоялись конференции БРИКС и ШОС – опорных столбов формирующегося нового мирового порядка, а также заседание «Деловой двадцатки». Зачётно, как говорят студиозы.

 

 

Российская команда высших управленцев включала в себя шесть заместителей председателя Правительства РФ, 19 министров, 30 руководителей федеральных служб и агентств, а также 76 глав регионов. Всего же продемонстрировали свой флаг на выделенных им экспозиционных квадратных метрах 85 субъектов федерации.

Наконец, ПМЭФ был подчинён суровой актуальности, данной нам, простым смертным, в ощущение, подчас с временным лагом. Разговор шёл об ускоренном переформатировании отечественной экономики, уходе от сырьевой зависимости (нефтегазовой «иглы») к умным технологиям и даже (sic!) о том, что настала пора пренебрежения прежним фетишем – высокими темпами экономического роста – в пользу обеспечения «качества роста».

 

 

Форум поражал победной статистикой. ПМЭФ собрал рекордное количество участников: более 14.000 руководителей международных организаций, государственных чиновников, бизнесменов и предпринимателей, представителей академической науки и экспертов прикладного назначения, а также посланцев медийной ветви власти. Как вышедшему из гоголевской «шинели» маленькому человеку эпохи критического реализма, мне было трудно не подпасть под скромное обаяние таких «больших чисел».

 

Юмор главного калибра

Наблюдать на огромном телеэкране в пресс-центре, как сочная журналистка американского телеканал «Эн-би-си» (NBC) Меган Келли ведёт и дирижирует пленарным заседанием, пытаясь одновременно быть не только модератором, но и попутно «стороной обвинения», задавая колкие вопросы президенту Путину и остальным, было забавно.

 

Пытаясь оправдать своё честно заслуженное прозвище «бульдога от журналистики», 46-летняя блондинка с самого начала заняла наступательную позицию. Репутация, «понимаешь» (вспомним ельцинскую паразитическую присказку), обязывает. Миссис Меган, кстати, бывшая тренер по аэробике, по версии журнала «Тайм», в 2014 году вошла в список «100 самых влиятельных людей».

Допускаю, то был весомый аргумент, чтобы доверить ей «модерировать» ключевое действие всего форума. Занятно было услышать от Владимира Путина, когда он разъяснял приоритеты социально-экономической политики своего правительства, что если Меган Келли была бы российской гражданкой, то ей, как маме трёх детей, полагался материнский капитал.

Ещё забавнее прозвучал такой пассаж из уст президента: «Мы сидим, обсуждаем много проблем. Представитель Индии – одной из крупнейших стран мира, России – тоже имеет какое-то значение, представитель Евросоюза, представитель малой страны на постсоветском пространстве (Молдавии), то есть все регионы представлены. Нет, американка сидит, всеми командует – мне последнее слово дают». Реакцию зала, уже разогретого быстрой сменой серьёзного и игривого настроения ВВП, легко себе представить. Только Меган демонстрировала невозмутимость, как ей и полагалось, видимо, по заранее и притом не ею расписанной роли.

Это было ожидаемо. Гораздо труднее представить, что на аналогичный форум в Вашингтоне или Берлине, Париже или Лондоне на роль модератора пригласили бы, например, Владимира Соловьева или Маргариту Симоньян…

 

От тяжмаша до глянцевых гаджетов

Панорама «достижений народного хозяйства», а также не народного, то есть частного предпринимательства оправдывала ожидания. Экспозиции были призваны эпатировать, и это удавалось. Здесь можно было найти экспонаты на любой вкус и толщину кошелька, по размеру амбиций и претензий. Клипы о ходе стройки Керчинского моста в Крым. Скамья подъемника как символ горнолыжных курортов Северного Кавказа. Вертолёт в натуральную величину как образец «люксового сервиса» для спешащих деловых людей.

 

 

Буровые «качалки» Роснефти. Голубое пламя из стилизованной зажигалки Газпрома.  Отметились не только гранды, но и малый и средний бизнес из регионов, к примеру, производитель молочной и сырной продукции из Подмосковья. Продолжать можно до бесконечности.

 

 

Для России, как следовало из речи ВВП, приоритетным направлением развития становится… цифровизация. Государство намерено стимулировать интерес к этой теме частного сектора, а само готово включиться на трех участках, таких как госуправление, здравоохранение и «умный» город. Невольно всплывал в памяти рекламный слоган южнокорейского гиганта «Самсунг», специализирующегося на массовом электронном ширпотребе, весьма удачный, признаем, девиз: «Digitally yours».

 

 

Интернационализация (не путаться с глобализацией) ведения бизнеса в условиях всё возрастающей взаимозависимости – вопреки и наперекор антироссийским санкциям – ощущалась в мельчайших деталях. Над составлением программы ПМЭФ мудрили 500 головастых думных дьяков не только из России, но из Европы, Азии, США и даже Австралии. Как это согласовывалось с триумфалистскими самоуспокоительными реляциями прежнего обитателя Белого дома Барака Обамы о том, что экономика России находится в развалинах (“in shambles”), а сама страна подвергнута изоляции мировым сообществом? Да никак не согласовывалось.

 

 

Равно как и с обязательным сравнительным анализом чистого сухого остатка. В 2015 году в рамках питерского форума заключили 205 соглашений, в 2016-м прирост составил 151, а в нынешнем подписано 475 инвестиционных соглашений, меморандумов и соглашений о намерениях на общую сумму 1817,9 млрд рублей (учтены договорённости, сумма которых не является коммерческой тайной).

 

 

«Знаковыми» сделками, по моему скромному разумению, можно считать три. Это соглашение между АО «МХК “ЕвроХим”» и китайской корпорацией ChemChina о создании совместного производства промышленной продукции в России на сумму 28,5 млрд рублей. Соглашение между ГК «Росатом» и Корпорацией атомной энергии Индии о строительстве 5-го и 6-го энергоблоков на АЭС «Куданкулам» на сумму 239,4 млрд рублей (4,2 млрд долларов). И соглашение немецкого химического концерна LindeGroup с российской группой «ТАИФ» о строительстве нового этиленового комплекса на базе «Нижнекамскнефтехима» на сумму 600 млрд рублей. Значимость этих проектов подкрепляется тем, что партнёрами выступают компании трёх ведущих мировых экономик: Китая, Индии и Германии.

Топ-менеджеры 700 отечественных и 400 иностранных компаний регулярно рассекали пространство этого комплекса. На форуме провели в общей сложности 127 пленарных сессий, круглых столов, теледебатов, бизнес-завтраков и бизнес-диалогов, для чего задействовали более чем 900 ораторов разного статуса и достоинства. Среди европейцев едва ли не самыми расторопными и заинтересованными смотрелись итальянцы.

 

Форменное загляденье (или – товар лицом)

Не опасаясь грозного окрика от поборников политкорректности, осуждающей эксплуатацию гендерных различий в пропагандистско-рекламных целях, посмею утверждать, что каждая из экспозиций была изящно приукрашена симпатичными барышнями. Все как на подбор. Улыбчиво-приветливые. При этом ни одна другую не повторяла ни фирменно-форменным нарядом, ни лица «не общим выражением».

Нет смысла тратить попусту эпитеты, характеризующие превосходные качества этой непреходящей ценности нации и воспроизводимого – несмотря на губительные потери генофонда в XX столетии –  человеческого потенциала. Потенциала «особого назначения». Нужно отложить в сторону стило, перо, ручку, карандаш и кисть. Словами сложно живописать галерею совершенств. Это нужно видеть…

 

 

 

Хроникёры: словесники и письменники

То ли показалось, то ли и впрямь шумно-бесшабашное журналистское племя вольно-невольно подстраивалось под деловой стиль форума. В поведении коллег проглядывало осознание своего приобщения к достойному действу, совершавшемуся на их глазах, и где им отводилась не последняя роль.

 

 

Заявку транслировать пленарное заседание подали и получили 83 телевизионные компании. В их числе – Индийский государственный телеканал Doordarshan, делившийся «картинкой» с 21 другими национальными телеканалами и 11 спутниковыми. Благодаря камерам «Эн-би-си» и лично «бульдогу от журналистики» (напомним!) Меган Келли заглянуть за созданный Обамой и Хиллари Клинтон антироссийский информационный «железный занавес» могли и американцы.

 

Всего форум собрал более 3000 журналистов из 800 СМИ, представлявших 45 стран. Наглядный пример «изоляции» России, не так ли? Пишущие. Снимающие. Записывающие. Успевающие напитаться новостями, мнениями, впечатлениями. И это многоголосое, разноязыкое, мультикультурное сообщество словесников и письменников также предопределило успех явно повзрослевшего питерского форума.

Владимир МИХЕЕВ
Санкт-Петербург – Москва

Фото автора

№6-8(121), 2017