Главная > Дневник событий > В фокусе > Сделано с Италией

Сделано с Италией

f-000
image_pdfimage_print

Чему бизнесмены с Апеннин могут научить российских коллег

Сверить часы – сопоставить мнения и принципиальные подходы. Определить существующие и потенциальные конфликты интересов – и предложить способы их преодоления. Воздать должное «наилучшим практикам» и историям успеха. Очертить контуры перспективного сотрудничества между сообществом деловых людей Италии и России. Этим рутинным, но обязательным задачам были подчинены два круглых стола, прошедших в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) в этом году.

Темой одного из круглых столов на ПМЭФ стала  «Малый и средний бизнес в России и Италии: вызов будущего». В ходе другой, «сепаратной» двусторонней сессии во главу угла поставили весь спектр итало-российского сотрудничества. От энергетики и финансов до сферы высоких технологий и агропрома.

 

 

 

Бизнес мал, да удал

Невозможно произвести трансплантацию модели итальянского бизнеса, пересадить ее на российскую почву и ожидать, что нива вскорости заколоситься. Тем не менее, учесть конкурентные преимущества Италии в условиях неизбежной и уже заявленной корректировки структуры российской экономики можно и должно. Малый и средний бизнес (МСБ) образует первооснову итальянской экономики, и это служит немаловажным конкурентным преимуществом.

В свое время Милан превосходил многих соседей своим умением изготавливать изделия из металла, в частности, оружия, а Флоренция славилась искусными ткачами и мастерами по обработке шерсти. К слову, семья Медичи достигла вершин своего могущества, накопив первоначальный капитал благодаря шерстяному производству. Ничего не прошло даром: Милан в итоге превратился в главный промышленный мегаполис страны, а Флоренция снискала репутацию столицы итальянской моды.

Сегодня в Италии предприятий в весовой категории МСБ насчитывается более пяти миллионов, и они формируют почти две трети делового ландшафта страны. Порядка 16 тысяч итальянских компаний МСБ построены на использовании инновационных технологий и ноу-хау, притом 12 тысяч из них – это стартапы. Доля промышленного производства в создаваемой итальянским МСБ добавленной стоимости достигает 16,5%  – выше только у Германии, что приносит в виде доходов 87 млрд евро (пятое место в мире). В Италии 5 миллионов малых и средних предприятий обеспечивают работой почти 80% занятого населения и производят свыше 60% ВВП.

Основная же часть малых и средних предприятий в России занимаются торговлей, строительством и оказанием различных мелких услуг. В этом сегменте занята четверть трудоспособных граждан, но их вклад в ВВП не превышает 20%. На основании данных «Росстата» и Федеральной налоговой службы России, с 2010 года по 2016 год число субъектов МСБ увеличилось на 1,2 миллиона единиц, или на 27,6%. Вместе с тем, количество занятого населения в этом сегменте экономики сократилось на 3,2 миллиона рабочих мест, или на 16,9%. Малых и средних предприятий становится больше, но они меньше по размеру.

 

Уроки делового итальянского

Такова тенденция. Какой урок могут извлечь российский бизнес и правительственные структуры из итальянского опыта?

Первый урок. Сбалансированная структура экономики, где наряду с национальными чемпионами, государственными и государственно-частными корпорациями присутствует миллионы и миллионы (никак не меньше) мелких и средних компаний, отличается повышенной устойчивостью и слабой восприимчивостью конъюнктурных спадов и кризисов. «Поплавком» для всей экономики в этом случае служит МСБ, занятый инновационным производством, отметил в своей речи Франческо Профумо, бывший министр образования Италии, а ныне президент Национального совета по исследованиям. Эта категория малых  и средних предприятий, подчеркнул профессор Профумо, «лучше всего преодолела (нынешний) кризис».

Если в России МСБ представлен в основном компаниями, выбравшими сферой деятельности сферу услуг, в частности, общепит, то в Италии тон задают фирмы, развивающие информационные технологии, интернет-услуги, биотехнологии. Именно этот сегмент экономики будет осуществлять промышленную революцию 4.0, убедительно свидетельствует профессор Профумо, поскольку МСБ обладает для выполнения этой задачи «исконно присущей ему гибкостью».

Второй урок, напоминающий банальность (но ведь одним из определений «банальности» служит «сермяжная», «посконная» или самоочевидная истина), заключается в том, что синергия рождается от объединения усилий. Получивший популярность в прошлом году лозунг «Сделано с Италией» не остался прекраснодушной идеей, а стал обретать материальные контуры на отечественной почве.

Так, российский предприниматель Андрей Голуб, основатель и исполнительный директор компании ELSE, создал, к примеру, «облачную платформу», позволяющую напрямую замкнуть конечных потребителей в России с производителями готовой (prêt-à-porter) и сшитой на заказ (tailor-made) одежды в Италии. Исключив из цепочки посредников, тех же ритейлеров, новая технология сокращает издержки, удешевляет продукт, удовлетворяет спрос требовательных клиентов, раздвигает горизонты электронной торговли.

Возьмем другой пример: российская компания EkzoAtlet разработала индивидуально подгоняемый под каждого заказчика двигательный аппарат для реабилитации пациентов, кто попал в аварию и оказался обездвижен по другой причине. Оборудование позволяет пострадавшим, казалось бы, обреченным на утрату мобильности, снова ходить.

Не случайно появление подобных прорывных технологий, запатентованных в России, побудили Пьера Паоло Селесте, главу Итальянского торгового агентства в Москве, ратовать на форуме за создание специальных платформ для обмена информацией о разработках в области хай-тека. Более того, по его мнению, существует потенциал роста при «локализации» итальянских стартапов в России.

Нельзя сказать, что в принимающих решения инстанциях в Москве и в российском бизнесе не понимают, какой потенциал роста кроется в такого рода партнерстве. На форуме Марина Блудян, вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства (ОПОРА России), отметила, что стимулирование экспортного потенциала МСБ и локализация иностранного производства на территории РФ определены как приоритеты государственной политики.

Для привлечения бизнеса с Апеннин в рамках стратегии «Сделано с Италией» российские власти улучшают законодательную базу для экспорта совместно созданных товаров в третьи страны. Вскоре ожидается, что РФ присоединится к европейским институтам, которые занимаются сертификацией готовой продукции. Тем временем, заметила госпожа Блудян, в России ускорили процедуру возврата НДС: не полгода, как в ряде стран Европы, а всего 3 месяца.

 

Наперекор и вопреки санкциям

Торгово-экономическое сотрудничество между Италией и Россией, если взять в широком контексте, продолжает быть многопрофильным, достаточно интенсивным – вопреки санкциям Евросоюза – и даже демонстрирует позитивную динамику. О чем не преминул сказать на питерском форуме Карло Календа, министр экономического развития Италии, который подкрепил свой тезис следующими аргументами со ссылками на недавние события:

 

  • «Зеленый свет» дан строительству трубопровода «Посейдон», который сможет доставлять российский природный газ из Греции в область Апулия на юге Италии (для справки: 20% газа и 40% нефти Италия получает из России);
  • «Газпромнефть», нефтяная дочка «Газпрома», заключила соглашение с Политехническим университетом Турина для подготовки специалистов в области ископаемых видов топлива;
  • Между двумя странами открыт «зеленый коридор»: выбранная итальянцами продукция из 20 товарных категорий, определенных таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), теперь проходит досмотр в ускоренном режиме; при условии заблаговременного заполнения декларации, эта процедура занимает от 20 до 25 минут.

 

 

Остается добавить, что в настоящее время около 500 итальянских компаний ведут бизнес в России, и что Итальянский институт внешней торговли составил список из 90 «многообещающих» проектов в 14 российских регионах.

Для справки: на ПМЭФ-2017 состоялось в общей сложности 127 пленарных сессий, круглых столов, теледебатов, бизнес-завтраков и бизнес-диалогов. И на всех этих информационно-дискуссионных площадках итальянский акцент звучал звучно и мажорно…

Владимир МИХЕЕВ,
спец. корр. интернет-издания «Вся Европа»

Санкт-Петербург – Москва
Фото автора

№6-8(121), 2017