Главная > Тенденции & прогнозы > УГОЛОК НАУКИ > В чем секрет скрипок Страдивари?

В чем секрет скрипок Страдивари?

image_pdfimage_print
Уже не однажды ученые заявляли, что они открыли секрет уникального звучания инструментов, созданных кремонскими мастерами. Но некоторое время спустя их коллеги находили еще одну – на это раз уже совершенно определенную – причину того, что творения Страдивари, Гварнери и Амати*1 до сих пор остаются непревзойденными. И вот теперь венгерский профессор-биохимик Йожеф Надьвари уверен, что он решил задачу раз и навсегда.

Надо сказать, что работа эта стала для него без преувеличения делом всей жизни, ибо занимался он ею ни много, ни мало 33 года. И вот его точка зрения: «Результаты исследований представляются мне в высшей степени отрадными, поскольку они подтверждают то, что я подозревал три десятилетия назад. В противоположность общепринятому мнению, древесина, из которой изготовлены инструменты, подвергалась химической обработке. Опираясь на эксперименты, которые я проводил со схожими химикатами всю свою жизнь, сейчас можно сказать: эти соединения играют весьма значительную роль в том, как звучат эти инструменты».

Для того, чтобы прийти к этому выводу, ученому пришлось сжечь частички дерева, из которого кремонские кудесники делали свои шедевры, и, проанализировав золу, обнаружить там сложную смесь соединений бора, хрома и железа, которыми материал определенно был обработан для придания ему лучшего звучания.

Прежде было принято считать, что главный секрет скрипичных дел мастеров в особом составе лака, покрывающего инструменты. Это предположение было высказано еще в 1948 году Джозефом Михельманом. Он сумел снять с инструмента два последовательно наложенных слоя лака и изучить их композицию. В них обнаружился и кальций, и кремний, и медь, и алюминий, и натрий, и железо, и свинец, и олово… Другие исследователи находили там и природные красители, получавшиеся из корней определенных растений, и следы вулканического пепла. Появлялись и откровенно мистификаторские, если не сказать шарлатанские предположения. В 1955 году некий Раньери объявил, что раскрыл секрет лака, главным компонентом которого им была объявлена «индийская смола» непонятного состава. Толи он намекал на мумиё, толи просто набивал себе цену, но пообещал быстро доставить из Бомбея это таинственное нечто. Больше о нем никто никогда ничего не слышал... А секрет старинного лака так и остается нераскрытым. Более того, никому пока не удалось убедительно доказать, что секрет особого звучания кремонских инструментов именно в нем.

Затем укрепилось мнение, что дело здесь не столько в химии, сколько в акустических свойствах использовавшегося старыми мастерами дерева. Ведь они жили во времена так называемого «малого ледникового периода», когда климат в Европе был значительно холоднее. Этот период тянулся с начала XV до самого XIX века. А особенно холодными были годы между 1570 и 1630, а также с 1675 по 1715.

В то время деревья из-за холодов росли в особенно тяжелых условиях, и Страдивари, Амати и Гварнери использовали для своих инструментов именно их. Древесина была не той, что ныне, а это и дало, как считают эксперты, характерное неповторимое звучание. Потом выяснились и более тонкие различия.

Оказывается, плотность материала варьируется в пределах одного годового кольца: весенняя древесина более рыхлая, осенняя и летняя – плотнее. Причем у хвойных и лиственных пород дело обстоит по-разному. У лиственных деревьев каждый год образуется много пористой весенней древесины, а вот столько же плотной поздней – только в хорошие годы. У хвойных – все ровно наоборот. Так вот, уникальные кремонские мастера умели так тонко сочетать сорта дерева, использовавшиеся для разных частей инструмента, что уникальные комбинации клена и ели звучали у них так, как ни у кого. Да мало того, они еще и обрабатывали материал особым образом, как это установил профессор Надьвари.

Все перечисленные изыски складывались в единую и неповторимую симфонию. Одна беда: согласно цеховым традициям тех лет, корифеи зачастую уносили секреты мастерства с собой в могилу. И потомкам остается только гадать, в чем же непостижимая доселе тайна их волшебного искусства.

Андрей ГОРЮХИН

*1 Джакомо Антонио Страдивари (1644 – 1737), самый известный из великих кремонцев, дал жизнь 1200 инструментам, из которых до наших дней дошло около половины. Сейчас каждый из них стоит миллионы евро, но и при жизни мастера заказать инструмент его работы мог себе позволить только весьма состоятельный человек.
Джузеппе Гварнери Дель Джезу (1698 – 1744) тоже создал немало шедевров, звук которых не уступает, по мнению знатоков, тем, что вышли из рук Страдивари. По непонятной игре судьбы стоят они, тем не менее, зачастую заметно дешевле.
Андреа Амати, патриарх семьи великих скрипичных мастеров, считается создателем конструкции скрипки, в основных своих деталях используемой по сей день. Свой вклад в ее усовершенствование внесли сыновья мастера, а его внук Никола (1596 – 1684) навеки прославил фамилию Амати еще и тем, что выучил своему мастерству и Страдивари, и Гварнери.
№2(30), 2009