Главная > Дневник событий > И скептицизм, и оптимизм

И скептицизм, и оптимизм

image_pdfimage_print

сопровождали саммит в Париже

Первым проектом, реализованным Францией как председателем Европейского Союза на период с 1 июля по 31 декабря текущего года, стала встреча в Париже руководителей более 40 стран, откликнувшихся на предложение создать Союз за Средиземноморье. Инициатором этого саммита и всего проекта выступил глава французского государства Никола Саркози.

Очевидная цель Парижа – придать новый импульс развитию политических и экономических отношений между государствами Европейского Союза и такими разными странами, как Израиль, Турция, Монако, Албания и Мавритания.

Надо отметить, что подобную же цель преследует Барселонский процесс, стартовавший по инициативе Испании еще в 1995 году, но до сих пор не достигший большинства провозглашенных тогда целей. Парижская встреча, состоявшаяся 13 июля, провозгласила главными задачами укрепление экономических, политических и культурных связей ЕС с южными соседями, решение таких задач, как оздоровление экологии Средиземного моря, борьба с терроризмом и нелегальной иммиграцией.

Участники встречи, на которой отсутствовали лидер Ливии Муамар Каддафи и король Марокко, договорились проводить подобные саммиты один раз в два года под двойным председательством – одной северной и одной южной страны региона, а также ежегодное совещание министров иностранных дел. Место, в котором разместится постоянный секретариат – предположительно это город Барселона, Мальта, Тунис или Марокко – будет выбрано в ноябре.

Н.Саркози объявил четыре основных поля совместной деятельности средиземноморских стран: защита окружающей среды в регионе, что потребует не менее 2 миллиардов евро, создание сухопутных автомобильных дорог и морских паромных путей, разработка совместной программы предотвращения катастроф, развитие солнечной электроэнергетики, совместное создание университета и план «Эразмус» для студентов.

Но все это – в перспективе. А несомненным важным событием уже стало рукопожатие в Париже президентов Сирии и Ливана, а также объявление их решения об открытии посольств в Дамаске и Бейруте, что означает возобновление прерванного диалога между этими странами. Тем самым Сирия признала, наконец, границы Ливана.

Несмотря на этот успех, актуальным остается вопрос: сколь долговечным и прочным окажется создаваемый Союз? Ведь устремляющиеся в него страны имеют очень разный уровень экономического развития, по-разному истолковывают принципы демократии, у них слишком разное политическое устройство, они исповедуют разную религию, а на Ближнем Востоке сохраняется опасная нестабильность… Некоторые европейские аналитики не скрывают своего пессимизма, предсказывая этому начинанию судьбу Барселонского процесса. Однако немало и оптимистов, подчеркивающих то общее, что объединяет страны этого региона: Средиземноморье – важный перекресток торговых путей и культур стран Южной Европы, Ближнего Востока и Северной Африки.

Несомненно одно: энергичный новый президент Франции с места в карьер набрал крупные очки во внешней политике, взяв на себя трудную роль в урегулировании ближневосточной проблемы. Это подтверждает хотя бы приглашение, полученное французским лидером от его сирийского коллеги посетить Дамаск в ближайшие месяцы.

Виктор ПОНОМАРЕВ

№7(24), 2008

№7(24), 2008