Главная > Дневник событий > В фокусе > На помощь Мэй спешит Трамп. Зачем?

На помощь Мэй спешит Трамп. Зачем?

3
image_pdfimage_print

Степень теплоты «особых отношений» между Британией и США всегда представляла загадку. Сегодня после программного интервью президента США Дональда Трампа германской газете «Бильд» и лондонской «Таймс» возникает подозрение, что подпорченный и надкушенный британский плод может сам упасть к ногам американского старшего брата.

Д.Трамп в этом интервью приветствовал выход Британии из состава Евросоюза, предсказав, что эта лишь первая ласточка, и пообещал принять близко к сердцу проблемы острова, который вскоре останется сиротой. Америка взамен утраченных преференций единого рынка ЕС предлагает своей бывшей метрополии статус партнера. Насколько это будет «привилегированный» статус, пока непонятно.

По следам обещания Трампа один из приближенных к нему единомышленников, Энтони Скарамуччи, финансист с Уолл-стрита и предприниматель, заявил на Всемирном экономическом форуме в швейцарском Давосе, что США будут стремиться заключить взаимовыгодное соглашение с Британий в кратчайший срок. А именно: в ближайшие шесть или, в худшем случае, двенадцать месяцев.

Не обошлось и без выигрышной в пропагандистском плане ссылки на недружественную позицию прежней администрации США и лично Барака Обамы, который без обиняков заявил по следам июньского референдума, что если Британия покинет ЕС, то ее место – «в конце очереди» на проведение торговых переговоров с США. Скарамуччи, напротив, объяснил, что Трамп «примет все необходимые меры, чтобы Соединенное Королевство оказалось в первых рядах, а не в конце очереди, для заключения торговых соглашений.

Человек Трампа отметился и высказыванием в духе «евроскептиков», заметив, что наднациональные структуры власти в Евросоюзе оторвались от действительности и от народов Европы. Цитата: «У вас есть группы людей, законодатели и бюрократы, которые принимают решения, затрагивающие интересы Манчестера, Милана или Рима, но при этом они не имеют понятия о местных рынках, которым они навязывают свои решения».

Вслед за своим боссом мистер Скарамуччи выразил уверенность, что Британия, оказавшись вне Евросоюза, только выиграет. В качестве аргумента он напомнил, что Лондон был финансовым центром на протяжении 500 лет, задолго до образования ЕС, и останется в этой роли и впредь.

Здесь можно было бы ожидать от бриттов рукоплесканий, переходящих в овации. Но кое-что может остановить островитян, не утративших память. Во время «битвы за Британию» США согласились передать союзнику 50 старых, хотя и модернизированных эсминцев, в обмен на английские базы на Вест-Индских островах и на Бермудах.

Черчилль сильно переживал по этому поводу и в письме министру иностранных дел лорду Лотиану от 9 июня 1940 года давал инструкцию: «Вы должны говорить с ним (президентом США Франклином Делано Рузвельтом) в этом духе и, таким образом, рассеять беззаботное предположение Соединенных Штатов, что они сумеют в результате проводимой ими политики подобрать обломки Британской империи»…

В не изменившемся контексте жесткой конкуренции в мировой табеле о рангах и структуре распределения труда обещание администрации США заключить в объятие отрывающуюся от европейского берега Британию способно напомнить старый анекдот про Серого Волка и Красную Шапочку. При встрече серый говорит: «Выбирай: слияние или поглощение».

Вадим ВИХРОВ

№1(117), 2017