Главная > Финансы & банки > Экономика > К государству за помощью

К государству за помощью

image_pdfimage_print

Предлагают обратиться германские политики

Сейчас даже вспомнить не удастся, когда это в последний раз лучшие люди германского экономического истеблишмента с таким искренним жаром нахваливали благодетельное влияние государственного вмешательства в экономику. Тем более что в последние полтора-два десятилетия в мире куда чаще звучали речи совершенно иного рода. Те, в которых живописались прелести ничем не стесненного рынка, расцветающего с невиданной силой именно тогда, когда государство держится от него подальше.

Но вот финансисты в очередной раз поняли, что заигрались, и обращаться за подмогой им, разумеется, оказалось некуда, кроме этого самого государства. И германские политические и экономические власти – федеральный банк, служба надзора за финансовыми рынками – похоже, будут задушены в объятьях бизнеса. В конце ноября был принят бюджет с беспрецедентно раздутой расходной частью – 290 миллиардов евро. Решено спасать кризисные отрасли экономики.

Дело-то вроде бы нужное, но вот только почему так получается: когда бизнес приносит жирные прибыли, деловые люди с государством делятся весьма неохотно, жалуются на удушающие их налоги и норовят придумать побольше хитрых схем, которые позволят избежать выплат в казну. А когда наступает момент «подсчитали – прослезились», то на помощь к ним должно придти все общество?

А у государства, даже такого богатого, как германское, деньги тоже не на кустах растут. И ему придется влезть в новый долг – 18,5 миллиарда евро. При этом расходы по обслуживанию государственного долга уже выливаются в огромную сумму в 42,5 миллиарда евро – между прочим, вторая по величине статья в расходной части бюджета.

Но платить федеральным властям придется. А что поделаешь, когда банкиры и топ-менеджеры так натурально каются и убеждают чиновников, что осознали всю глубину своих заблуждений и теперь против ведущей роли государства в экономике слова худого не скажут. Под этим подразумевается одно: денег дайте! И чем больше, тем лучше.

Для пущей благопристойности государственные вливания теперь именуют «пакетом мер по оживлению конъюнктуры». И разговоры о том, что надо пошире раскрыть государственный кошелек, звучат все настойчивее и громче. Председатель СДПГ Франц Мюнтеферинг призвал к тому, чтобы начать работу над новым «пакетом». Роланд Кох, глава правительства земли Гессен (там, между прочим, расположена финансовая столица ФРГ – Франкфурт-на-Майне) высказался за то, чтобы государство пошире раскрыло защитный зонтик над германскими банками, накачав их кредитами. Министр финансов Пер Штайнбрюк уже дал понять, что правительство уступит давлению деловых кругов, и весной, проанализировав ситуацию, тряхнет мошной. Так что к Пасхе бизнес может ожидать новых подарков.

А в заключение приведем несколько штрихов, характеризующих нынешнюю экономическую ситуацию в Германии.

Правительство дало на следующий год прогноз роста экономики в 0,2%, который не без горькой иронии окрестили оптимистическим. Уязвленное министерство экономики парировало, что он составлен с определенным запасом прочности.

«Пять экономических мудрецов» – совет экспертов-экономистов при федеральном правительстве – видят ситуацию несколько иначе: свой прогноз роста в 0,0% они изменили на другой – в минус 0,2%.

Федеральный банк ФРГ на появление первых признаков улучшения ситуации предлагает рассчитывать не раньше 2010 года. Что касается будущего года, то германский эмиссионный банк считает: ВВП снизится на 0,8%.

В этом с ним солидарен и Международный валютный фонд, который оценивает перспективы изменения германского ВВП точно такой же цифрой. Кроме того, по его мнению, все сообщество индустриально развитых стран в 2009 году впервые после Второй мировой войны соскользнет в затяжной спад. Объем суммарного снижения их ВВП составит 0,3%.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят 30 индустриально развитых стран, смотрит в будущее не менее пессимистично. Трудности торговых партнеров и спад инвестиционной деятельности сильно затронут германскую экономику. Значительнее всего будут потери для рынка труда: к концу 2010 года работы может лишиться свыше 700 тысяч человек.

Андрей ГОРЮХИН

№12(28), 2008

№12(28), 2008