Главная > Дневник событий > Пускать или не пускать?

Пускать или не пускать?

image_pdfimage_print

Германское правительство разрывается между желанием ограничивать и не ограничивать иностранные инвестиции из стран, находящихся за пределами Европейского Союза.

На первом заседании в июне оно согласовало законопроект, который дает право министрам накладывать вето на сделки, предполагающие установление контроля над 25 и более процентами германских стратегических компаний фондами, имеющими вне-ЕСовское происхождение. Прежде всего, речь идет об объектах инфраструктуры, энергетике и связи. Одновременно германский министр финансов Пеер Штайнбрюк во время поездки по арабским странам Персидского залива убеждал, что «никто не намерен ставить барьеры инвесторам. Любой, кто будет это делать, просто безумец».

Действия Берлина стали еще одной реакцией западных, в том числе западноевропейских государств на одно из не предсказывавшихся в начале экономической глобализации последствий этого явления. Оно оказалось отнюдь не улицей с односторонним движением – с богатого Запада в остальной мир, а с вполне двусторонним. Теперь, из-за целого ряда объективных и субъективных факторов, начиная с падения курса доллара и вытекающей разбалансированности международной торговли, и заканчивая стремительным развитием стран бывшего «третьего мира», происходит перераспределение мирового богатства. В Китае, России, Индии, странах-экспортерах энергоресурсов и некоторых других аккумулируются огромные денежные средства, которые ищут наилучшего вложения.

В такой ситуации Запад стал опасаться, что окажется скупленным капиталами из этих поднимающихся государств. Так называемые «суверенные фонды» из этих стран превращаются в новое пугало для западного бизнеса, хотя пока ничего плохого они ему не сделали. Разве что спасли некоторые банки, пострадавшие от еще не завершившегося кредитного и ипотечного кризиса, крупные компании и тому подобное. Тем не менее, их подозревают в том, что они могут покупать эти западноевропейские активы, чтобы завладеть технологиями, оказывать политическое давление, контролировать информационные потоки…

Эти страхи порождают желание контролировать поток капиталов. Однако из германского законопроекта не слишком ясны критерии, по которым планируется оценивать опасность тех или иных иностранных инвестиций, и что считать стратегической отраслью. Обычно в это понятие можно включить все что угодно, и использовать как своего рода протекционистский рычаг. Неясно также, как такой контроль сочетается с курсом ЕС на создание открытого рынка и максимально конкурентной среды.

Светлана ФИРСОВА

№6(23), 2008

№6(23), 2008