Главная > Дневник событий > В фокусе > Объединение Кипра может стать реальным?

Объединение Кипра может стать реальным?

ds-vfokuse-Kipr
image_pdfimage_print

Пять дней длились переговоры между президентом Кипра Никосом Анастасиадесом и его коллегой из Северного Кипра Мустафой Акынджи. Они встретились в Швейцарии, чтобы вдали от соотечественников обсудить последние детали плана, над которым давно работали: как объединить остров в единое государство, расколовшееся в далеком 1974 году на греческую и турецкую части.

Это уже не первая попытка объединения.

Предыдущий план, разработанный под эгидой тогдашнего генерального секретаря ООН Кофи Аннана, не был утвержден на референдуме в 2004 году. Нынешние лидеры двух государств – всемирно признанной греческой части острова и признанной только Турцией его северной части – постарались учесть прежний неудачный опыт и выработать план, приемлемый для обеих общин.

Н.Анастасиадес и М.Акынджи намерены завершить работу до конца 2016 года, чтобы в 2017-м на новом референдуме добиться одобрения соотечественников. В этой работе им помогает спецпредставитель генсека ООН Эспен Барт Эйде.

Пока стороны направляются к компромиссному решению. Оно может предполагать объединение двух общин, которое займет несколько лет. К совместной жизни они должны привыкать постепенно, для начала отказавшись от «зеленой линии» – условной границы, которую провела и охраняла ООН.

Позиция греков-киприотов (их насчитывается 800 тысяч человек) содержит требование возвращения собственности, которую они потеряли на севере острова в 1974 году, или компенсацию за нее. Важным для них является и судьба 35 тысяч турецких солдат, которые находятся на Северном Кипре. Греки-киприоты добиваются их безусловного вывода. По их мнению, страна ЕС не нуждается в присутствии войск третьей стороны для обеспечения своей безопасности.

Турки-киприоты (их 200 тысяч человек) хотят образования федерального государства, чтобы не допустить господства более многочисленных греков-киприотов. Одновременно они стремятся избежать превращения в сателлитов Анкары, однако опасаются за свою безопасность в случае отвода с острова турецких сил.

Пока вопрос о турецком контингенте, как представляется, наиболее сложен.

Еще один деликатный аспект выходит за рамки полномочий двух президентов. Речь идет о роли Великобритании как бывшего колониального сюзерена, сохраняющего на Кипре крупную военную базу, а также Греции и Турции. Эти три страны имеют право на силовые действия в случае вторжения на Кипр извне.

Лондон и Афины готовы отказаться от этого права, но Анкара пока свою позицию не обозначила. В декабре ожидаются переговоры с этими тремя государствами, в ходе которых эта тема будет обсуждаться. В нынешних условиях, когда отношения между Турцией и ЕС остаются сложными, существуют опасения, что турецкая сторона не захочет идти на уступки.

В целом турки-киприоты считаются более склонными к объединению, тогда как греки-киприоты настроены более настороженно. Вместе с тем, в последнее время отмечается рост националистических настроений по обе стороны «зеленой линии».

Светлана ФИРСОВА

№11(115), 2016