В ожидании Хиллари

image_pdfimage_print

На V Евразийском форуме в Вероне оценили геополитические риски

hil1

«Мы превратили мост (между Евросоюзом и Россией) в поле битвы. Это историческая ошибка». Эти слова Романо Проди, дважды премьер-министра Италии и экс-главы Еврокомиссии, на открытии веронского форума стали своеобразным эпиграфом сквозного поминания предстоящего американцам 8 ноября выбора между двумя кандидатами, когда один из них настроен на диалог, а другая демонстрирует склонность ввязаться в драку.

«Я обеспокоен. Ухудшение отношений между ЕС и Россией никогда не доходило до такого критического предела», – признался Р.Проди. При нем, в 2002–2003 годах, ситуация была несоразмеримо более благодатная, европейско-российский диалог продуктивнее, а перспективы и вовсе радужные. Прежде лидеры Евросоюза учитывали роль РФ в европейских делах. Еврокомиссия инициировала выстраивание партнерства с Россией в четырех ключевых «пространствах», что породило метафору: такое партнерство столько же органично, как «сочетание белой водки и черной икры». Но все это – в прошлом.

«А сейчас мы чувствуем усталость. Это самая низкая планка. Политологи вспоминают добрым словом холодную войну, хотя это абсурд», – резюмировал профессор Проди, объяснив свою тревогу еще и тем ощущением, что, похоже, «рычаги власти перешли от политиков к военным».

Тема войны и мира прозвучала публицистически пронзительно в выступлении Эдуарда Лозанского, гражданина США, как он сказал мне – «американского патриота», и президента Американского университета в Москве. Вначале бывший советский диссидент Э.Лозанский процитировал недавние слова госпожи Клинтон, смысл которых сводится к одному: США при ее президентстве не позволят набирать силу таким интеграционным процессам, как объединение стран в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). И напомнил ее прежнее программное заявление: если США перестанут быть лидером, то тогда другие страны, а именно – Россия и Китай – «заполнят этот вакуум».

Затем он совершил экскурс в свою биографию, рассказав, как в 1988 году, в эпоху «перестройки» и «гласности», по инициативе Александра Яковлева, второго человека в государстве после Михаила Горбачева, группа американских конгрессменов и экспертов приехала по его приглашению в Москву. Они услышали удивительные вещи: переживавший радикальные реформы СССР предлагал воспринимать его не как врага, а как друга, готового стать условно частью «Запада».

Американцы поинтересовались: как быть с Восточной Европой, подконтрольной Советскому Союзу. Яковлев, а затем и Горбачев ответили: если эти страны пожелают выйти из состава социалистического содружества («лагеря»), то никто им не будет чинить препятствия. После бесед в Москве ряд американских тяжеловесов, «лидеров мнений», предложили высшему руководству, а тогда на хозяйстве в Белом доме был Джордж Буш-старший, оказать всемерную поддержку реформаторам в СССР. Эти прагматики пытались доказать, что в итоге все это «окупится сторицею».

Миролюбивый подход к США и Западу в целом был характерен для всех четырех президентов, начиная с Горбачева до Ельцина, Путина, Медведева и снова Путина, отметил профессор Лозанский, который в прошлом «грешил» распространением издававшегося в Париже и запрещенного в СССР литературно-публицистического журнала «Континент», за что и был лишен гражданства.

 

hil2-Lozansky_

 

В выступлении на форуме он упомянул о разочаровании политикой США в отношении России последних десятилетий, высказанном Джорджем Кеннаном, автором знаменитой «длинной телеграммы», легшей в основу «доктрины сдерживания» СССР. Кеннан объявил все недружественные действия США, особенно курс на расширение НАТО и продвижение блока к границам России, катастрофической, глобальной – «тектонической» ошибкой.

Сегодня возникает серьезная опасность, считает профессор Лозанский: если Хиллари Клинтон, заняв Овальный кабинет, осуществит свою угрозу и введет «бесполетную зону» в Сирии – вероятность войны с Россией достигнет верхнего предела. Бывший советский диссидент также попенял европейцам: никто в Евросоюзе не протестовал против бомбардировок в Ливии, приведших в итоге к тому, что здесь царит насилие, хаос, беззаконие, а государства нет и не предвидится.

«Европе нужны новые сильные лидеры, такого же класса, как в свое время Герхард Шредер в Германии и Жак Ширак во Франции», – заключил Э.Лозанский.

Логически к этому крику души (Эдуард, так он просил называть его, признался мне, что пойдет в синагогу, чтобы помолиться за избрание президентом США Дональда Трампа) монтируется мнение Суна Хунбина, эксперта по глобальным рынкам и мега-проекту «Шелковый путь». В беседе со мной мистер Сун (он также гражданин США) отметил, что сближение Китая и России объясняется и тем, что обе страны находятся под давлением со стороны Америки. Создаваемое по инициативе США и под их водительством Транс-тихоокеанское партнерство заведомо не предполагало участия в нем Китая – и в Пекине это не осталось незамеченным.

 

hil3-SunhunbinПомимо чисто деловых (денежных) расчетов, выстраивание новой системы торговых взаимоотношений в рамках «Шелкового пути», основанного на сухопутных маршрутах, обусловлено желанием Пекина хеджировать риски. Риски недружественного перехвата/захвата транспортных судов, направляющихся в китайские порты, со стороны Соединенных Штатов.«Сухопутные торговые маршруты будут пролегать вдали от патрулирующих мировые водные трассы кораблей американских ВМС», – пояснил мне тайный замысел Пекина китайский интеллектуал Сун Хунбин, автор бестселлера «Валютные войны» (Currency Wars).

Учитывая возрастающую агрессивность поведения США, в частности, в АТР, Китай становится в последние годы все более вовлеченным в мировые кризисы. При этом Пекин берет пример с Москвы, осмысливая ее опыт того, как нужно утверждаться в геополитическом измерении, говорит мистер Сун. Более того, китайско-американский эксперт не исключает, что в случае дальнейшего обострения региональных кризисов с угрозой их перерастания в глобальную конфронтацию, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) должна будет приобрести и военный компонент, образовав объединенные вооруженные силы для целей быстрого реагирования.

Косвенно, многие ораторы на форуме увидели вероятность эскалации напряженности в мире в более «наступательной» внешней политике США. Насколько такой сценарий неизбежен, будет ясно после исхода выборов 8 ноября.

Складывалось ощущение, что если в ходе предвыборной кампании в США Хиллари Клинтон, судя по ее русофобской риторике, участвует в гонках с незримо присутствующим там Владимиром Путиным, то над веронским форумом именно тень будущей бой-президентши «простерла совиные крыла».

Владимир МИХЕЕВ,
спец. корр. интернет-издания «Вся Европа»,
Верона-Москва

№10(114), 2016