Главная > Финансы & банки > Энергетика > «Южный поток» или «Набукко»?

«Южный поток» или «Набукко»?

image_pdfimage_print

А возможно, и оба

Мировые цены на энергоресурсы остаются низкими, но ставки в борьбе за снабжение ими европейских потребителей растут. Это касается, прежде всего, самого чистого с экологической точки зрения топлива – природного газа.

Не успели лидеры ЕС и Турции поздравить друг друга с достижением в Праге 8 мая трудного соглашения, открывающего путь к созданию «Южного коридора» – системы из трех трубопроводов, включая транскаспийский, необходимых, по их мнению, для ликвидации зависимости от поставок российского газа, как еще более реальным стал и другой крупный проект – «Южный поток». Он разработан совместно двумя энергетическими гигантами – российским «Газпромом» и итальянским концерном ЭНИ, совместная компания которых проложит трубы по 900-километровому маршруту из России в Болгарию по дну Черного моря, на большой глубине. Предусмотрено, что из Болгарии газопровод пойдет в двух направлениях – в Центральную Европу и в Италию. На полную проектную мощность «Южный поток начнет работать в конце 2015 года.

Но все по порядку.

В чешской столице на международном энергетическом форуме лидеры ЕС подписали совместную политическую декларацию с премьер-министрами Турции, Азербайджана и Грузии, а также с министром энергетики Египта. До недавнего времени турецкие власти пытались получить для своей страны роль не просто транзитной территории, но и посредника в торговле газом, и к тому же обуславливали свое участие в важнейшем проекте – «Набукко» – долгожданным приемом в ЕС. Теперь Анкара согласилась подписать необходимое межправительственное соглашение 25 июня…

В итоговой декларации выражается решимость преодолеть последние препятствия для заключения соглашения о строительстве газопровода «Набукко», который должен доставлять 30 миллиардов кубометров газа в год из каспийского региона в Австрию через Турцию, то есть, в обход территории России. Строительство этой магистрали планируется завершить в 2013 году и начать поставки газа в 2014-м.

Однако представители богатых природным газом Туркменистана, Казахстана и Узбекистана не участвовали в подписании этого документа, что вновь подчеркнуло: проблема стабильного заполнения будущего трубопровода достаточным количеством ценного углеводорода остается столь же острой, как и прежде. А это значит, что потенциальные инвесторы вряд ли начнут вкладывать огромные средства – потребуется около 9 миллиардов евро – в строительство 3300-километрового трубопровода с неясной судьбой.

Тем не менее, Брюссель активизировал попытки продвинуть свой амбициозный проект, называемый также «новым Шелковым путем», после январского газового конфликта между Россией и Украиной. Аналитики считают, что, несмотря на известные политические трудности, едва ли не главной надеждой на крупный источник газа для стран ЕС может стать Иран. Тем более, что объявленное рядом энергокомпаний, в частности, австрийской ОМФ и венгерской МОЛ, намерение создать консорциум для добычи газа в иракском Курдистане было немедленно отвергнуто центральным правительством Ирака, которое подчеркнуло, что не станет признавать каких-либо договоренностей иностранцев с региональными властями страны. К тому же, по мнению французской газеты «Фигаро», ведущие энергетические компании Европы вроде «Газ де Франс», отдадут предпочтение «длящемуся десятилетия тесному политическому российско-французскому сотрудничеству, нежели пойдут на рискованную авантюру».

Теперь реализацию этого проекта пошатнул и еще один важный фактор. Ровно через неделю после пражской встречи в городе Сочи руководители «Газпрома» и ЭНИ достигли договоренности удвоить проектную мощность «Южного потока» – с 31 миллиарда до 63 миллиардов кубометров в год! К тому же, как заявил министр энергетики РФ Сергей Шматко, эта магистраль вступит в строй действующих раньше «Набукко». В Сочи руководители «Газпрома» и ЭНИ, а также энергетических компаний ключевых транзитных стран – Болгарии, Греции и Сербии – подписали соответствующие соглашения, необходимые для начала работ по реализации этого проекта. По словам главы ЭНИ Паоло Скарони, запасы газа в Северном море значительно сократятся уже через несколько лет, вот почему «Южный поток» необходим Европе.

Впрочем, несмотря на страсти, которые кипят в последние время вокруг будущих важных магистралей, представители российской стороны не устают повторять, что не считают «Южный поток» и «Набукко» не только взаимоисключающими, но даже конкурентными проектами, поскольку спрос на природный газ как на экологически самое чистое топливо в Европе будет только расти. И работы хватит всем его экспортерам.

Виталий ЕРШОВ

№5(33), 2009