Главная > Открываем старый свет > Привычки и Нравы > Вечный город посылает сигнал СОС

Вечный город посылает сигнал СОС

dop-Rome
image_pdfimage_print

Уверена, что муниципальные власти Рима имеют полное римское право апеллировать к совести и кошельку крупных корпораций и зажиточной прослойки общества, чтобы те пожертвовали на продление славного дожития Вечного города.

На что именно? На продолжение археологических раскопок на римском Форуме. На реставрацию еще не обретших изначальный вид отдельных секций Колизея, известного как Circus Maximus. На текущий ремонт непреодолимо ветшающих на глазах античных фонтанов и акведуков.

Сигнал СОС послан всем неравнодушным, но при этом состоятельным итальянцам, как физическим, так и юридическим лицам, которые помогут через пожертвования собрать нужную сумму, равную 500 миллионам евро. Своих денег у города, который в прежние времена писался без имени, но только с большой буквы, нет. Рим – в долгу как в китайском шелку. В казне прореха в размере 12 миллиардов евро. А потому античное великолепие, пусть и в относительном упадке, смотрится как «яркая заплата на ветхом рубище» бюджета.

Клаудио Паризи Пресиче, суперинтендант Рима, отвечающий за сбережение его застывшего в камне культурного наследия, исполнен прекраснодушных надежд. Видимо, неисправимый романтик по духу и должности, он хотел бы, чтобы «мы установили связь между людьми, живущим в современном городе, и тем античным городом, которые простирается у них под землей». Нужны новые «стратегические идеи», рассуждает синьор Пресиче, необходимо напоминать всем, какую выдающуюся роль сыграл древний Рим в построении того, что ныне зовется западной цивилизацией.

Всё правильно, но в условиях скептического отношения потомков квиритов к городским властям, замаранным чередой скандалов по коррупционным делам, трудно ожидать, что жертвователи будут щедрыми. Правда, для бизнеса это открывает возможности доказать свою «социальную ответственность» и ориентированность на добрые дела.

Следуя этой логике, ряд компаний с известными брендами уже вдели себе плюмаж в шляпы. Это и модный дом  Fendi, что оплатил счета по очищению скульптурных композиций фонтана Треви. Это и Bulgari, что чистит ступеньки Испанской лестницы. Это изготовитель обуви фирма Tod, спонсирующая архитектурную реанимацию Колизея.

Хорошо, но недостаточно. Нужны средства для продолжения грунтовых работ на римском Форуме, на восстановление школы гладиаторов. Власти обещают: тот, кто будет готов инвестировать 10 миллионов евро, получит право придать прежний блеск 80 фонтанам, а за скромный вклад в размере 600 тысяч евро можно будет поставить себе в заслугу причастность к преображение акведука («сработанного еще рабами Рима»), по которому вода на протяжении столетий, нет, вернее, тысячелетий поступает в фонтан Треви.

… Эх, была бы возможность, тряхнула бы мошной и – скинулась на восстановление акведука. Пусть вода течет. Пусть течет, но не всё меняется в городе, который не зря прозвали Вечным.

Надежда ДОМБРОВСКАЯ

№5(110), 2016