Главная > Тенденции & прогнозы > Комментарий > ЕС перед новыми вызовами

ЕС перед новыми вызовами

12-2_
image_pdfimage_print

Одни аналитики любят рассуждать о неминуемом распаде Евросоюза, другие – о его способности преодолевать все кризисы и выходить из них окрепшими.

Я не хочу включаться в этот схоластический спор и предпочитаю оставаться на твердой почве событий и фактов. Сейчас «двадцать восемь» сталкиваются с рядом вызовов экзистенциальных, то есть грозящих существованию объединения.

На первое место, пожалуй, можно поставить иммиграционную проблему. Хотя пока чуть спал поток из Турции в Грецию, но зато активизировалось ливийское направление – на Италию. С начала 2106 года в ЕС прибыли более 180 тысяч новых мигрантов, и пока не ясно, как остановить поток из разворошенных Востока и Юга.

Для европейских стран риск связан с рядом проблем. Но главное – ЕС оказался неспособен выработать эффективную линию в этом вопросе, не смог договориться, что делать в сложившейся ситуации. Сохранение неопределенности чревато нарастанием внутренней напряженности и разладом механизмов, обеспечивавших сплочение всей европейской конструкции. Это может вылиться в рост антиевропейских сил правого и левого толка в ходе различных выборов, тенденция к чему уже очевидна на протяжении последних лет.

Самый близкий по времени вызов – «Брекзит», британский референдум о целесообразности выхода страны из ЕС. Пока сторонников и противников этого шага примерно поровну. Как и в случае с недавним шотландским референдумом о выходе из состава Соединенного Королевства и образовании независимого государства, правительственная машина и все официальные механизмы работают против возможности «Брекзита», и можно быть почти уверенным, что, как это обычно случается в демократических странах, мнение начальства добровольно победит. Но сама дискуссия, процедура и даже постановка вопроса меняет дух брюссельских институтов, представляет собой вызов устоявшимся и привычным политическим канонам.

Серьезную проблему по-прежнему представляет экономика. Кризис 2008 года, по сути, не преодолен до сих пор, поскольку он – не циклический, а кризис модели развития. Предлагаемые меры, включая проводимый Европейским центральным банком выкуп ценных бумаг на 80 миллиардов евро в месяц, обеспечивают только очень вялый рост. Оказывается, нет спроса на инвестиционное и потребительское кредитование: предприятия и домохозяйства заняли выжидательную позицию. Фактически эмиссионные деньги не востребованы экономикой и оседают в спекулятивной сфере. На этом фоне растет безработица (в среднем ей охвачено около 10% самодеятельного населения в ЕС, а среди молодежи в отдельных странах – до половины!), недовольство социально-экономическими перспективами. Как всегда, главным виновником считают Брюссель.

Отдельный вопрос – возвращение угрозы «Грекзита», изгнания Греции, для начала из зоны евро, а потом и из Евросоюза. В последние недели возобновились разговоры о том, что Афины не выполняют антикризисный план, спущенный им берлинскими финансовыми «ястребами», который, впрочем, был неофициально признан нереальным. Теперь жесткую позицию занял МВФ, один из кредиторов Греции. Если проблема не будет решена и греки не получат очередные обещанные транши, то, в сочетании с риском «Брекзита», греческий сценарий может вызвать эффект домино в экономиках многих стран ЕС со слабыми финансами, в том числе, крупных, например, в Италии.

Наконец, пятый фактор связан с санкциями против России, точнее, с их продлением в конце июля, когда они истекут. За ширмой слов о выполнении Минских соглашений как условии снятия этих санкций скрываются совершенно иные реалии. Украина – только предлог, да и Минские соглашения должен выполнять преимущественно Киев. Причина в другом: как Брюсселю строить отношения с Россией? Здесь налицо открытые разногласия. Одна группа стран публично заявляет о необходимости отказа от санкционной политики и поиска форм нормализации европейско-российских отношений, особенно в экономике. Другие занимают диаметрально противоположную позицию и обращаются за одобрением за океан. Вопрос даже не в том, будут ли сняты санкции, какие и когда: внешнеполитические и экономические интересы стран-членов стали такими разными, что даже жесткая внутренняя дисциплина ЕС не способна это замаскировать. Антироссийские санкции стали лакмусовой бумажкой, явившей этот феномен на всеобщее обозрение.

Решение названных проблем во многом определит, как дальше будет развиваться ЕС. Загадывать не буду. Но становится все более очевидным, что для реальной оценки ситуации и принятия правильных решений нынешний европейский политический класс не годится. Положение настолько сложное, что требуются деятели совершенно другого масштаба, люди, обладающие стратегическим мышлением, выходящим за рамки нудного поиска всех устраивающих компромиссов, наконец, люди, способные принимать смелые, нестандартные решения.

Алексей СТРАШЕВ

№4(109), 2016