Главная > Тенденции & прогнозы > Ситуация > Италия: что стоит за слиянием издательских домов

Италия: что стоит за слиянием издательских домов

tenden-situ-Italy-StampPublica
image_pdfimage_print

Для итальянского информационного рынка эта новость была из разряда сенсационных. Два крупнейших издательских полюса объявили о предстоящем слиянии.

Флагманом одной из них является римская газета «Репубблика» (основана в 1976 году), второй – туринская «Стампа» (создана в 1867 году). Кроме этих ежедневных публикаций (соответственно 3-я и 5-я газета по тиражам в стране) в эти объединения входят много авторитетных изданий, некоторые с региональной репутацией (например, ведущая газета Генуи «Секоло XIX») или известные далеко за пределами Италии политический еженедельник «Эспрессо» и великолепный ежемесячный журнал по международной политике «Лимес».

Владельцы двух издательских групп дали стандартное для таких ситуаций объяснение: они хотят объединить создание контента, облегчить финансовое положение, возможности информационных электронных площадок и эффективнее конкурировать на рынке как бумажных, так и цифровых СМИ. В подтверждение были представлены необходимые выкладки. Миланская биржа приветствовала этот шаг: курсы акций соответствующих издательств тотчас взлетели, а новое объединение журналисты уже окрестили «Стампубблика», хотя все издания сохранят свои названия и аудиторию.

Однако за произошедшим стоят более глубокие процессы, зреющие в экономике Италии. За каждой издательской группой – две знаковые для промышленности страны семьи. За римской группой, имеющей репутацию левоцентристской, стоит клан Де Бенедетти, а за туринской традиционно виднеется клан Аньелли – основателя концерна ФИАТ, а ныне всего итальянского автомобилестроения, включая «Феррари» и «Мазерати», и массы других активов, в том числе знаменитого футбольного клуба «Ювентус».

Теперь оба клана выделяют издательское дело из собственного бизнеса, объединяют усилия в стремлении дать ему шанс на выживание в возрастающей национальной и международной конкуренции, в условиях новых технологических вызовов. Однако для Аньелли отказ от одной из национальных витрин – «Стампы» – становится к тому же еще одним шагом по уходу с Апеннинского полуострова и из его экономики. Уже сейчас промышленная группа ФКА («ФИАТ Крайслер Отомобайл») котирует акции в Нью-Йорке, она перевела штаб-квартиру из Турина в Нидерланды, а налоги платит в Великобритании.

Автором этой стратегии является глава группы, итало-канадский бизнесмен Серджо Маркьонне, который после приобретения итальянской компанией американского «Крайслера» перешел к консолидации бизнеса наиболее перспективных и рентабельных направлений. Одним из элементов этой стратегии становится постепенный уход из Италии, со всеми вытекающими для ее экономики последствиями.

Алексей СТРАШЕВ

№3(108), 2016