Главная > Открываем старый свет > ТРАДИЦИИ > Рождественские ёлочки – прибыльный бизнес

Рождественские ёлочки – прибыльный бизнес

image_pdfimage_print

Во всяком случае – для датчан. Причем, речь не идет о традиционной продаже зеленых красавиц на уличных базарах, хотя и он приносит приличный доход: в этом году метр деревца стал стоить 175 крон, или 23,5 евро, подорожав на 6%.

Прибыльнейший «ёлочный» бизнес – продажа непременного атрибута рождественских праздников на экспорт. Здесь у Дании конкурентов нет: она занимает первое в Европе место по вывозу елей. Статистика такова: страна с 5,5 миллионов жителей сейчас растит у себя около 100 миллионов ёлочек. В канун каждого рождества примерно десять миллионов из них идут под топор, причем 90% из этого количества впоследствии покидает пределы датского королевства. Естественно, крупнейшим покупателем является южная соседка – Германия, куда отправляется половина всего «ёлочного» экспорта.

Кай Эстергаард, директор Датского союза, объединяющего тех, кто занят елово-рождественским бизнесом, подтверждает: и в этом году в ФРГ было продано 5 миллионов деревьев. В основном это любимица всей Европы – пихта Нордмана. На ее долю приходится 85% общего объема. Причина её особенной популярности не только в изящной пирамидальной форме кроны и красивом голубом цвете иголок, но и в их особенной мягкости: дети, забирающиеся под неё за подарками, не рискуют уколоться. Не менее важно и то, что пихта Нордмана очень вынослива и хорошо выдерживает транспортировку.

Лидер «еловой» отрасли – группа «Грин тим», работающая на Ютландском полуострове. В 2009/2010 финансовом году ею было продано 1,4 миллиона деревьев, доналоговая прибыль составила 4,9 миллиона евро. Заметим, что рост этого показателя составил почти 50% – это ли не свидетельство процветания бизнеса? Постоянных работников в компании немного – 45 человек. В пиковый сезон она, тем не менее, нанимает до 1400 человек. Основные регионы выращивания елей в Дании – восточная часть Ютландии и юг острова Фюн.

Вообще, особенность этого бизнеса в том, что спрос на его товар достаточно предсказуем. Скажем, в Германии сбыт уже практически достиг максимума и колеблется в небольших пределах. Но вот в странах Восточной Европы картина совсем иная. «Там в 30, а то и в 50% семей ставят в праздник искусственное деревце, но сейчас четко обозначилась новая тенденция – возврат к традиционной природной ели», – замечает Кай Эстергаард. Правда, датским экспортерам приходится выдерживать немалую конкуренцию со стороны местных компаний. Но датчане уже прибрали к рукам изрядную часть своих польских соперников.

К тому же цены на рождественских красавиц повышаются не только потому, что растет спрос на востоке Европы. Три года назад вышеупомянутый союз помог входящим в него компаниям договориться и согласованно повысить цены. Разумеется, просто так ему это с рук не сошло: пришлось заплатить штраф в 27 тысяч евро. Понятно, что при таком росте прибылей это никого не испугало.

Дания экспортирует не только срубленные деревья, но и саженцы, которые прекрасно принимаются в самых разных странах. Причем – сопоставьте цифры! – за рубеж вывозится 18-20 миллионов экземпляров пихты Нордмана высотой от 10 до 20 сантиметров. Для сведения – родом эта пихта с Кавказа, но на небогатых песчаных почвах Дании чувствует себя прекрасно. Как, впрочем, и в других европейских странах.

Для того, чтобы такое деревце можно было наряжать к рождественскому празднику, оно должно расти от восьми до десяти лет. Но такой чести удостаивается не каждая ёлочка-пихточка-сосенка: от 30 до 40% из них в итоге идут на дрова…

А чего ждать, когда восточно-европейский рынок будет освоен датчанами так же плотно как германский? Каспер Андерсен, специалист по маркетингу из компании «Грин тим», уверен, что все равно останется потенциал роста. Где? Да в Китае! Предусмотрительные «ёлководы» уже всерьез изучают этот рынок с его огромными перспективами.

«Да, у китайцев нет традиции праздновать рождество, они, в конце концов, в большинстве своем не христиане. Зато у них хорошо развито чувство прекрасного и их все больше занимают ёлочные игрушки и рождественские деревья», – уверяет К.Андерсен. Вполне возможно, что они тоже захотят в декабре украсить свои города зелеными деревьями. «Грин тим» готова прорываться на китайский рынок. В конце концов, сумела же этого добиться вездесущая «Кока-кола».

Андрей ГОРЮХИН

№1(51), 2011

№1(51), 2011