Главная > Тенденции & прогнозы > Ситуация > Варуфакис возвращается

Варуфакис возвращается

DiEM25
image_pdfimage_print

Раздражение европейскими элитами на марше

На просторах Евросоюза граждане, растерянные и огорченные низким качеством управленческих решений своей формальной элиты, приглядываются к возможным альтернативам. В начале февраля возникла еще одна опция при волеизъявлении избирателей, но пока только – на перспективу и на вырост. Создатели окрестили ее «Движение за демократию в Европе к 2025 году» (Democracy in Europe Movement 2025, DiEM25).

Духовным вождем, гуру и застрельщиком этого объединения, претендующего на все-европейский охват, стал побывавший на посту министра финансов Греции Янис Варуфакис, один их прежних столпов правящей, очень левой партии СИРИЗА, выбитый из седла по настоянию «тройки» кредиторов, с которыми он бодался отчаянно, как теленок с дубами.

Сумеет ли неглупый экономист, разочаровавшийся в несущих опорах ЕС, осуществить встряску и переформатирование Союза и, в целом, старого и стареющего континента? Варуфакис, считающий себя «эксцентричным марксистом», хотел бы свершить, по всем меркам, революцию, вмещающую в себя по масштабу замысла все 12 подвигов Геракла. Сверхзадача, как он ее видит, заключается в том, чтобы отстранить от рычагов управления «никому не подотчетную, авторитарную элиту» и вернуть власть гражданами Европы. Никак не меньше.

В интервью лондонской «Индепендент» Варуфакис пояснил, что необходима «демократизация» Европы, и чем скорее, тем лучше, потому как ситуация печальным образом вызывает ассоциации с 30-ми годами прошлого века. «Нацисты не устраивают «хрустальную ночь» в Берлине (еврейские погромы, послуживший началом холокоста. – Прим. авт.). Но нацисты в Греции творят нечто подобное на городских окраинах, когда под покровом ночи громят магазины и нападают на дома мигрантов». Он согласен, что знак равенства нельзя ставить, но «с точки зрения экономиста, схожего много».

В Евросоюзе ключевые решения по таким архи-сложным проблемам, как внешний долг и финансовые кризисы перепоручены Еврогруппе в составе 19 министров финансов еврозоны и Европейскому центральному банку. Предполагается, что они судят-рядят без оглядки на большую политику. Но это далеко от реальности. Все властные структуры беспомощны. Варуфакис называет Европейский Парламент «беззубым», неспособным обсуждать и принимать правильные законы. На самом деле, эти «слуги народа» утратили связь с гражданами, чьи интересы они должны отражать и защищать.

Самое опасное, считает головастый грек, – никто не может призвать к ответу наднациональные институты власти Евросоюза. Правительства стран-членов ЕС лишены значительной части своих полномочий. Евробюрократия часто правит за них, но от их имени. Нужна реформа, бьет в набатный колокол Варуфакис. В противном случае распад или затяжной разлад внутри союза неизбежен.

Задуманное им «Движение за демократию в Европе к 2025 году» пока будет иметь признаки дискуссионной площадки, а не политической партии. Для начала нужно, чтобы осознание необходимости перемен захватило значительные слои населения в странах ЕС. И по этой причине не будет и формального лидера. Стоит заметить, что пока это и невозможно: настолько пестра и разнородна палитра примыкающих к Варуфакису политических и общественных организаций. Здесь и испанская «Подемос» («Мы можем»), и часть французских «зеленых», и интеллектуалы из Германии.

Логика Варуфакиса понятна, но в наши дни встречается редко. Вчитаемся в его высказывание: «Это верно, что поначалу у движения за отмену рабства не было лидеров, но оно возникло на моральном отторжении (рабства) простых людей, которые создали условия для того, чтобы такие лидеры появились».

Владимир МИХЕЕВ

Кстати

Как и предсказывал наш журнал, он вернулся (см. «Всё будет Варуфакис!», №10(103), 2015). Вернулся, как всегда, с дерзкой миссией и неортодоксальными способами ее осуществления.
Остроумно расценил метод Варуфакиса по мобилизации масс через их просвещение обозреватель парижской газеты «Фигаро»: вовлечение в «Движение за демократию в Европе к 2025 году» будет происходить путем обращения непосредственно к тем, кого это волнует и кому это потребно. По опробованной модели компании «Убер» из Сан-Франциско, когда практически любой автомобилист может заниматься частным извозом и без труда находить себе клиентов. Финал газетной заметки: то, что предлагает Варуфакис, будет правильно назвать «’уберизация’ революции».

№2(107), 2016