Главная > Дневник событий > Димитрис Христофиас: наивысший приоритет – воссоединение Кипра

Димитрис Христофиас: наивысший приоритет – воссоединение Кипра

image_pdfimage_print

Димитрис Христофиас, недавно избранный шестой президент Республики Кипр, с первых дней пребывания в должности дал понять, что приложит все усилия, чтобы сдвинуть с места процесс урегулирования кипрской проблемы.

После визита в Грецию, состоявшегося в начале марта, Д.Христофиас сказал на встрече с журналистами, что он посвятит всего себя реализации единственного плана – приложить как можно большие усилия к тому, чтобы воссоединить страну, расколотую с 1974 года. Он подчеркнул, что международное сообщество с пониманием относится к этому стремлению, и греки-киприоты готовы работать над поисками решения. Д.Христофиас выразил надежду, что турки-киприоты разделяют этот подход, и сообщил, что в ближайшее время должна состояться его встреча с лидером турецкой общины острова Мехметом Али Талатом.

В качестве основы для дальнейших переговоров по урегулированию президент Кипра видит соглашение от 8 июля 2006 года, основанное на резолюциях ООН и принципах международного и европейского права. Говорить о возможностях воплощения некоего «плана Б», который мог бы заменить это соглашение, было бы, по мнению кипрского политика, «ошибкой».

В отношении «плана Аннана» Д.Христофиас высказал мнение, что он «больше не существует». «План Аннана больше никто и нигде не упоминает. Он был отвергнут одной из двух общин», – подчеркнул президент.

Отвечая на вопрос, есть ли у него план того, как добиться вывода с острова британских баз, президент Кипра сказал, что «единственный план (который у него есть) – это план воссоединения», добавив, что у него нет намерений сражаться на два фронта.

Еще одна международная проблема, которая вызывает повышенный интерес – признание независимости Косово. Д.Христофиас подтвердил, что Кипр и впредь не собирается совершать этот шаг. «Мы остаемся приверженными принципам Хельсинской декларации, включающим в себя уважение суверенитета и территориальной целостности всех государств, соответственно – суверенитета и территориальной целостности Сербии», – сказал он.

Андрей ГОРЮХИН

Димитрис Христофиас представляет левый фланг кипрской политики. Выиграл президентские выборы во втором туре. Д. Христофиас первый и пока единственный политик-коммунист, стоящий во главе государства, входящего в Европейский Союз.
В ходе избирательной кампании обещал начать переговоры с общиной турок-киприотов, чтобы найти решение одного из самых застарелых политических конфликтов Европы. Кроме того, он считает необходимым закрытие британских военных баз на Кипре.
Родился 29 августа 1946 года в Кирении, ныне находящейся в оккупированной Турцией части острова. С 14 лет работал в молодежных организациях, в 18 лет вступил в Прогрессивную партию трудового народа Кипра (АКЭЛ), пройдя в ней путь от рядового партийца до генерального секретаря.
Учился в Москве в Академии общественных наук, окончив ее в 1974 году. Получил степень кандидата исторических наук. Свободно говорит по-русски.
В 1991 году вошел в Палату представителей, в 2001 году был избран ее председателем, а в 2006 году переизбран в этой должности.
Женат на Элзи Хирату-Христофиа, с которой познакомился во время учебы в Советском Союзе. Имеет двух дочерей – Марианну и Кристину – и сына – Христо.
Кипрское урегулирование (справочная информация)
С 1974 г. сохраняется фактический раскол Кипра на греческую и турецкую части. Законное правительство Республики Кипр утратило контроль над третью территории острова.
Совет Безопасности ООН в своих многочисленных резолюциях осудил иностранное военное вторжение на Кипр, как и учреждение в 1983 г. на контролируемой турецкими войсками части острова т.н. Турецкой республики северного Кипра – незаконного государственного образования, признаваемого лишь Турцией. В резолюциях были закреплены основополагающие принципы урегулирования на Кипре, предусматривающие уважение суверенитета, независимости и территориальной целостности кипрского государства.
Генеральный секретарь ООН в рамках возложенной на него Советом Безопасности миссии «добрых услуг» по Кипру осуществлял усилия по решению кипрского вопроса, которые не приносили желаемых результатов ввиду серьезных расхождений между двумя общинами по сути урегулирования проблемы.
Предложенная К. Аннаном в марте 2003 г. встреча сторон в Гааге с целью одобрения подготовленных им соображений по решению кипрского вопроса («план Аннана») провалилась из-за негативной позиции лидера турок-киприотов Р. Денкташа.
«План Аннана» содержит условия урегулирования ключевых аспектов кипрского вопроса, включая конституционный, территориальный, возвращение беженцев, международные гарантии и безопасность кипрского государства и т.д.
31 марта 2004 г. в Бюргенштоке (Швейцария) К. Аннан представил сторонам окончательную версию своего плана и предложил вынести ее на раздельные референдумы в обеих общинах 24 апреля 2004 г.
«План Аннана» предусматривает появление на острове вместо Республики Кипр нового федеративного государства – Объединенной Кипрской Республики (ОКР), включающего в себя два политически равноправных субъекта федерации.
Состоявшиеся 24 апреля 2004 г. раздельные референдумы в греческой и турецкой общинах Кипра принесли следующие результаты: почти 76% греков-киприотов высказались против «плана Аннана», а 65% турок-киприотов поддержали его.
В своем заявлении после объявления итогов президент Республики Кипр Т. Пападопулос подчеркнул готовность греко-кипрской стороны продолжать сотрудничество с международным сообществом по урегулированию кипрской проблемы.
В заявлении Председателя Совета Безопасности ООН от 29 апреля 2004 г. подтверждается поддержка всеобъемлющему политическому урегулированию на острове и выражается готовность внимательно проанализировать итоги состоявшегося плебисцита на острове с учетом ожидаемых рекомендаций Генсекретаря ООН.
28 мая 2004 г. был подготовлен доклад Генсекретаря ООН о его миссии “добрых услуг” по Кипру.
7 июня 2004 г. Президент Республики Кипр Т. Пападопулос направил письмо Генеральному секретарю ООН К. Аннану, в котором отражены основные озабоченности кипрской стороны, группирующиеся вокруг: не вошедшего в доклад вопроса поселенцев из Турции на севере Кипра; сохраняющегося присутствия турецких войск на острове; расширения прав государств-гарантов в предложениях ООН по урегулированию.
С 23 августа 2004 г. вступил в силу регламент КЕС о порядке перемещения товаров через «зеленую линию», в соответствии с которым товары и сельскохозяйственная продукция с севера Кипра могут беспошлинно ввозиться на юг острова и в дальнейшем свободно экспортироваться через законные пункты выезда Республики Кипр. Товары должны иметь сертификат о происхождении, выдаваемый турко-кипрской Торговой палатой, а также соответствовать продовольственным и фитосанитарным стандартам ЕС.
1 октября 2004 г. обнародован доклад К. Аннана по ВСООНК, в котором предложено провести определенную оптимизацию структуры ВСООНК в сторону сокращения состава военного компонента на 30%, ряд других мер с учетом снижения угрозы военного столкновения на острове.
22 октября 2004 г. СБ ООН единогласно принял резолюцию 1568 о продлении мандата ВСООНК до 15 июня 2005 г. Тем самым сохраняется миротворческая операция ООН на Кипре, при этом выражается поддержка рекомендации Генерального секретаря ООН по оптимизации ее концепции и состава. В частности, решено сократить на 30% военный контингент миротворцев, численность которых теперь составит 860 человек. При этом будет повышена их мобильность и оснащенность. Увеличивается компонент военных наблюдателей и офицеров связи, что должно способствовать успешной реализации мер доверия между сторонами. Возрастет также число советников по гражданским и политическим вопросам.
2 декабря 2004 года специальным представителем министра иностранных дел Российской Федерации по кипрскому урегулированию назначен Л.Г. Абрамов, заместитель директора третьего Европейского департамента МИД России.
Источник: Сайт министерства иностранных дел Российской Федерации
Экономические выгоды воссоединения
Команда экспертов, в которой работали представители обеих общин Кипра, провела исследование, согласно результатам которого воссоединение острова даст экономический эффект по меньшей мере в 1,8 миллиарда евро в год. Таким образом, каждая кипрская семья может рассчитывать на своеобразные «мирные дивиденды» в 5500 евро в год.
По подсчетам исследователей, в первые семь лет после воссоединения острова, Кипр дополнительно будет получать по 700 миллионов евро в год от прироста турбизнеса, в том числе 385 миллионов от приезжих из Турции. К этому надо добавить 393 миллиона евро, которые относятся на счет строительной индустрии, 155 миллионов благодаря расширению возможностей торговли недвижимостью, 162 миллиона составит прибавка сферы образования. Но и это не все. Бухгалтерские и юридические фирмы Кипра добавят к своим доходам 103 миллиона в год, 184 миллиона принесут прямые иностранные инвестиции, а 618 миллионов – прямая торговля товарами и услугами с Турцией.
Таким образом, если суммарный прирост ВВП всего острова в 2009 году может составить 283 миллиона, то к 2015 году он достигнет 3,9 миллиарда, или 10%. И все это благодаря устранению политических препятствий для урегулирования кипрской проблемы.
Среднегодовая величина за семилетний период составит 1,8 миллиарда евро в год, или уже упомянутые 5500 евро на каждую семью. В греческой части острова это составит 20% среднего дохода, а в турецкой – все 40%.
К тому же, по мнению экспертов, «мирные дивиденды» вырастут вдвое, если учесть позитивное влияние на развитие региона трубопровода Баку-Джейхан, способного дать толчок многим видам деловой активности, а также выполнение Турцией Анкарского протокола, в соответствии с которым кипрским судам должно быть предоставлено право захода в турецкие порты, а самолетам – возможность пересекать воздушное пространство северного соседа.

№3(20), 2008

№3(20), 2008