Главная > Открываем старый свет > Привычки и Нравы > Старая добрая кровная месть

Старая добрая кровная месть

image_pdfimage_print

Албания готовится подать заявку на членство в Евросоюзе

Едва ли Лека Дукаджини, албанский князь, живший в XV веке, составитель свода правил под названием «Канун», думал о том, что закрепленные им в письменах обычаи глухого средневековья станут шесть столетий спустя одним из тормозов цивилизационного развития соплеменников. Если простоту подчас числят грехом худшим, чем воровство, то жестокие нравы, построенные на принципе «око за око, зуб за зуб», тем более не смогут пройти ни аттестационную комиссию, ни суд совести.

…Городок Шкодер на северо-западе Албании знает, к чему приводят конфликты между семьями и кланами. Одной из жертв стал некий Исмет (имя изменено в целях его безопасности), который поведал свою печальную историю корреспонденту британской газеты «Гардиан». Все началось в июле 2001 года, когда его отец повздорил с двумя братьями в соседнем селении. Предполагают, что спор вышел из-за земли, что часто становится яблоком раздора. Слово за слово, в ход пошло оружие. После убийства братьев отец Исмета два года скрывался в горах. Суд судил его заочно и приговорил к пожизненному тюремному заключению.

Однако родственники убиенных не считают, что правосудие свершилось и до сих пор, все эти десять лет, требуют свершения мести. Таков обычай. Так гласит «Канун». Эти заповеди мрачного средневековья по-прежнему определяют многие аспекты жизни: замужество, торговые отношения, получение наследства, правонарушения и так далее. Этот закон более весомый и более чтимый, чем государственное законодательство.

«"Канун" выжил на протяжении столетий благодаря тому, что через него определялась культурная и юридическая идентичность», – полагает албанский писатель Бесник Мустафа. В свою очередь Неби Бардоши, антрополог из Тираны, объясняет живучесть «Кануна» тем, что «это представляло собой форму оппозиции в отношении к любому государственному закону, не только законам Оттоманской империи».

Итак, око за око? Да, кровная месть распространяется на всех членов враждующих семей до четвертого колена. Малолеток формально это не касается, но на практике не жалеют никого. Был случай, когда убили трехлетнего ребенка. Наверное, только в Албании можно найти целые семьи-затворники, которые годами не выходят из дома – внутри жилищ не разрешено убивать. Растет поколение неграмотных и запуганных юношей и девушек, озлобленных на всех, у которых нет никакого будущего.

Опять же, в теории, то есть согласно «Кануну», можно договориться и прервать круг насилия. В течение двух дней после похорон очередной жертвы представители враждующих семей могут провести переговоры на высшем уровне и попытаться прекратить вендетту. Такую попытку предпринял Калтер, дедушка Исмета, который дважды ходил к семье убитых братьев и уговаривал их положить конец нелепой вражде. Те – ни в какую.

«Они даже не садились за стол, как полагается по обычаю», – рассказывал о ситуации корреспонденту «Гардиан» дедушка Калтер, старший в семье.

Ина, мать Исмета, дополняет картину: «В январе следующего году Исмету исполнится 16 лет, ему надо будет ходить в старшие классы школы в соседней деревне. Я не хочу рисковать. Мы хотим отослать его за границу».

Вендетта снова стала популярной после массовых беспорядков в 1997 году, спровоцированных коллапсом финансовой пирамиды. Воцарился хаос. Разграбили оружейные склады, и владение оружием сделало возможным возврат к традиционному самосуду. Перпарим Куллури, государственный прокурор городка Шкодер, делится своим опытом: случалось, что родственники погибших выгораживали убийц, давали ложные показания в суде, только бы тех освободили – чтобы затем расправиться с ними по древнему обучаю, по заветам «Кануна».

В 2006 году Лилиана Луани, школьная учительница, создала общественную организацию, чтобы помогать детям, которые становятся мишенями кровной мести. Только в самом Шкодере и в окрестностях она знает 120 детей, жертв «Кануна». «Прежние правила исчезли вместе с падением коммунизма, – говорит Луани. – Вновь вспыхнули старые распри, возникли новые конфликты, связанные в основном с правами на землю».

В феврале 2010 года Совет ООН по правам человека объявил, что мартиролог сокращается: число убийств на почве кровной вражды в Албании снизилось за минувшие пять лет. Тем не менее, всего с 1990 года жертвами самосуда стали 9870 человек. Сказывается работа неправительственных организаций, которые зачастую получают помощь от советов старейшин. Но и они признают, что на примирение враждующих семей подчас уходят годы.

Не способствует нормализации обстановки и криминогенная ситуация в стране. Исследователи феномена албанской мафии, оперирующие, в том числе, данными Интерпола и Европола, подчеркивают, что криминальные синдикаты навязали специализацию регионам страны. Так, на западе – производители детской порнографии. На юге, то есть на границе с Грецией, – перевалочный пункт контрабанды в Европу контрафактных табачных изделий и девушек-подростков, поставляемых под заказ платежеспособным клиентам. В центральном регионе всем заправляют кланы, поставившие под контроль наркотрафик и нелегальную перевозку беженцев в страны ЕС. На таком фоне торжество средневековых нравов неудивительно.

Между тем Албания готовится в этом году подать официальную заявку на вступление в Евросоюз. Членская карточка почти гарантирована – с учетом многочисленных групп поддержки. От Марти Ахтисаари, бывшего спецпосланника ООН в Косово, которому албанская мафия, согласно европейской прессе, осталась за все очень признательной, до влиятельных политиков в США, которые могут быть заинтересованы, как полагает ряд обозревателей, в появлении внутри Евросоюза государства с криминализированной экономикой и коррумпированной властью, к тому же служащего крупнейшим каналом наркотрафика.

В период 2004-2007 годов власть в Тиране много говорила о необходимости покончить с малосимпатичным пережитком прошлого, признавала, что самосуд стал национальной проблемой и что он препятствует цивилизованному европейскому развитию Албании. Однако с той поры мало что изменилось, и по-прежнему газеты регулярно выходят с такими заголовками: «Муж убил любовника жены ради восстановления чести и достоинства опороченной семьи», «Глава клана мужа был застрелен родственниками жены сына из-за нанесенного оскорбления», «Двое братьев убили родную сестру за подозрение в измене мужу»…

Автор британской газеты полагает, что все дело в «вакууме власти», возникшем после падения прежнего режима. Едва ли только в этом дело. Скорее всего, ближе к истине английская народная мудрость: «Старые обычаи умирают медленно» (Old habits die hard).

Вадим ВИХРОВ

№7-8(57), 2011

осталась за все очень признательной

№7–8(57), 2011