Главная > Тенденции & прогнозы > Страна-председатель > Начинается голландское полугодие

Начинается голландское полугодие

Netherlands
image_pdfimage_print

Нидерланды, в 12-й раз заступившие с 1 января 2016 года на пост председателя в руководящих органах ЕС, сделали все, чтобы предстоящие шесть месяцев казались обычными. Даже свой председательский логотип не стали менять с прошлого раза – только дату написали другую. Да и официальные приоритеты голландцы начертали обычные – упрощение европейского законодательства, обеспечение роста экономики и занятости, приближение институтов ЕС к гражданам…

Однако на деле повестка дня – гораздо более острая и непредсказуемая в сравнении с кабинетными расчетами: волна незаконной иммиграции, возросшая террористическая угроза, кризис Шенгенской зоны, серия геополитических кризисов у границ «двадцати восьми», валютно-финансовые проблемы…

Хотя теперь страна-председатель в Совете ЕС не имеет больших полномочий в выработке повестки дня и подготовки документов для обсуждения, тем не менее, не следует недооценивать ее роль в координации позиций и попытках выработки предварительного консенсуса по все более острым проблемам.

Подготовительные документы Нидерландов о планах своего председательства не позволяют судить о том, как именно она будет браться за дело в наиболее сложных вопросах. Например, по проблеме иммиграции она собирается «улучшать начальный прием беженцев в Европе через справедливое распределение бремени». Инструментом должно стать «обеспечение безопасных условий их возвращения в третьи страны (Турцию и Ливию? – Прим. авт.)», а также «пересмотр единой внешней политики и политики безопасности ЕС». Под этот набор общих слов можно подогнать все, что угодно.

В области борьбы с терроризмом голландцы предлагают к середине 2016 года «разработать европейские стратегические рамки по реформе сферы безопасности» и выработать на уровне Союза «интегрированный подход» к этой теме. Что это будет значить на практике?

Как представляется, наиболее острой внутренней проблемой ЕС в предстоящие полгода станет обсуждение британских требований, выполнение которых Брюсселем должно позволить Лондону не выходить из Союза (см.  «Лондон выставил Брюсселю мягкий ультиматум», №11(104), 2015).

Пока совсем не ясно, как будет решаться эта проблема, получившая название «брекзит». На встрече ЕС в верхах в феврале главы государств и правительств «двадцати восьми», как ожидается, должны будут сосредоточиться на этой теме. Нидерланды дали понять, что выступают против выхода из ЕС Великобритании, своего второго по значению торгового партнера.

Валерий ВАСИЛЬЕВСКИЙ

№1(106), 2016