Главная > Финансы & банки > Валюта > Еврозона: 2016-й не станет годом крупных реформ

Еврозона: 2016-й не станет годом крупных реформ

euro-snail_
image_pdfimage_print

В разгар битвы вокруг проблемы греческого государственного долга, бушевавшей летом 2015 года, страны-участницы зоны евро не только осознали хрупкость конструкции, на которой построена единая европейская валюта, но и пообещали в кратчайшие сроки провести назревшие реформы и навести порядок в финансах.

Тогда они договорились заняться проблемой управляемости еврозоны в 2016 году. Однако сейчас ясно, что пока дело ограничится косметическими деталями, а основные решения будут перенесены на 2017 год, когда должны состояться парламентские выборы в Германии и президентские во Франции. До этого никаких кардинальных изменений не будут даже обсуждать.

Документ, который должен быть положен в основу реформ, был составлен в конце июня 2015 года и подписан председателями пяти институтов ЕС – Еврокомиссии, Европейского Совета, Европейского центрального банка, Европарламента и Еврогруппы, объединяющей министров финансов стран зоны евро. Однако до декабрьской сессии Европейского Совета на уровне глав государств и правительств стран ЕС документ пылился на полке, им не занимался никто. Да и теперь особого рвения лидеры «двадцати восьми» не проявляют. Они пока пообещали только рассмотреть те предложения, которые сформулировала Еврокомиссия.

Среди этих предложений наиболее трудной представляется инициатива относительно создания общей системы гарантии банковских вкладов. Против этого решительно высказывается Германия, которая не намерена даже теоретически рассматривать такую возможность, считая, что так германской банковской системе придется отвечать за возможные вольности финансовых учреждений других стран еврозоны.

Для того, чтобы побудить Берлин обсуждать этот аспект, председатель Еврогруппы голландец Йерун Диссельблум выразил готовность дискутировать одновременно и создание механизма реструктурирования суверенных долгов, гармонизировать национальное банковское законодательство. Отсутствие этого привело к обострению проблемы задолженности Греции, а Германия требовала перемен именно в этой области. Однако пока немцы не готовы идти навстречу, добиваясь сначала решения проблем, которые ее беспокоят, прежде чем заняться остальными вопросами.

Еще один спорный вопрос – предложение о едином представительстве стран еврозоны в международных финансовых институтах, в первую очередь, в МВФ. Здесь тоже многие выступают за сохранение национального представительства.

Другие инициативы, призванные обеспечить лучшую управляемость зоны евро, также пока откладываются. К их числу относятся, например, демократизация процесса принятия решений и создание должности министра финансов зоны евро.

Андрей СЕМИРЕНКО

№1(106), 2016