Главная > Дневник событий > Женский бунт

Женский бунт

image_pdfimage_print

Маргот Вальстрем, одна из ветеранов Европейской Комиссии, прежде курировавшая экологическую проблематику, а теперь – заместитель председателя исполнительного органа ЕС, чья главная задача состоит в том, чтобы преодолевать пропасть между евробюрократами и простыми гражданами Союза. Насколько хорошо ей это удается – вопрос спорный, хотя справедливость требует признать, что госпоже Вальстрем приходится организовывать рекламу товара, который продается не без труда.

Однако в политической кухне вообще и в брюссельской в частности она варится уже достаточно давно, чтобы не знать, что язык людям такого уровня дан для того, чтобы скрывать свои мысли. И уж если столь высокопоставленный чиновник начинает говорить с прессой открытым текстом…

Газетой, которой выпала честь обнародовать речи, похожие не то что на вольнодумство, а просто-таки на женский бунт, стала шведская «Сюдсвенска Дагбладет», взявшая у М. Вальстрем интервью в день ее рождения.

«Тесный круг мужчин, принимающих решения, за закрытыми дверями договаривается о том, кого назначать на высшие посты в ЕС, – описывает она традиции кадровой политики Брюсселя. – Это просто невероятно, но в обсуждениях идет речь только о мужчинах».

Намек более чем прозрачен: согласно Лиссабонскому договору, в ЕС появляется два новых и весьма лакомых поста – постоянный председатель Европейского Совета, избираемый на два с половиной года, и «верховный представитель по внешним делам», сиречь министр иностранных дел. На первом из названных постов был бы не прочь утвердиться Тони Блэр: это вам не Ближний Восток, где никаких лавров ему стяжать явно не удастся. Заходила речь и о бывшем словацком премьере Микулаше Дзуринде, датчанине Поле Нюрупе Расмуссене, и, конечно, о люксембуржце Жан-Клоде Юнкере, идеально подходящем для этой роли.

М. Вальстрем рассказала, что сейчас в кабинетах брюссельской верхушки ведутся неформальные дискуссии, утрясаются кандидатуры. А всех прочих потом поставят перед свершившимся фактом. Честно говоря, трудно понять, что бывалая чиновница находит удивительного в такой методе? На бюрократическом жаргоне это называется «подготавливать решение» и ни одна иерархическая система иначе действовать не то что не захочет, а просто не сможет. Кого бы на пост ни предлагали, пока кандидатуру хорошенько не «обкатают» – за закрытыми дверями и в узком кругу – на обсуждение ее выносить никто не станет.

Впрочем, в дальнейшем выяснилось-таки, что же вызвало главные нарекания Маргот Вальстрем: «Вы только взгляните на фотографии участников саммитов ЕС! На них выстраиваются почти одни мужчины. Да ведь человечество на 50 процентов состоит из женщин».

Вот это, как говорится, уже теплее. И в самом деле, из 27 членов Европейской Комиссии к прекрасному полу принадлежат всего восемь. И занимают они не такое положение, чтобы эффективно продвигать дам в высшее руководство ЕС. Да и захотят ли ирландский президент – Мэри Робинсон – или финский – Тарья Халонен – поменять место работы? Может быть, итальянка Эмма Бонино согласится? А ведь одним Брюсселем, и даже европейскими странами, при согласовании кандидатуры дело просто не обойдется: вашингтонские партнеры потребуют учесть и их пожелания.

Ввести «женскую квоту», которая давно прижилась в шведской политике? Увы, не пройдет, ибо для политической культуры многих других стран ЕС это будет слишком неординарно. Не станем даже гадать о том, почему Маргот Вальстрем, прекрасно знающая все вышесказанное, тем не менее, завела столь популистские речи.

«Это все очень плохо сказывается на общественном мнении. Люди видят, что политики-мужчины строят комбинации за закрытыми дверьми, и, как всегда, старые мужчины выбирают старых мужчин», – говорит она. Вероятно, ее бы больше устроило, чтобы старые женщины выбирали старых женщин. Но всем-то остальным европейцам не все ли равно?

Конечно, трудно представить себе, чтобы ветераны европейской политики судили-рядили и предложили вдруг на подобное место какого-нибудь начинающего, пусть даже и весьма перспективного политика. Ну а уж то, что старые женщины, собравшись вместе, вдруг выдвинули бы молодую – это и вовсе ненаучная фантастика.

Андрей ГОРЮХИН

№2(19), 2008

№2(19), 2008