Главная > Финансы & банки > Транспорт > На прекрасном голубом Дунае

На прекрасном голубом Дунае

image_pdfimage_print

Европейский Союз на период до 2013 года выделил целых 100 миллиардов евро на различные проекты, касающиеся одной из величайших рек Старого Света – Дуная. Правда, от заинтересованных государств требуется принять в этих расходах посильное участие в размере 20%.

Разумеется, тратить деньги куда приятнее, чем выделять их, а потому Венгрия, которая на ближайшие полгода встанет у кормила ЕС, намерена использовать эту возможность для того, чтобы добиться для этой программы отмены принципа софинансирования, хотя бы частичной.

Собственно, против этого едва ли кто-нибудь станет возражать. Но вот относительно приоритетов, которые выдвигают придунайские государства, большого единства не наблюдается. В особенности, между той же Венгрией и Австрией.

Вена хотела бы значительно расширить судоходство по Дунаю, для чего фарватер, в некоторых местах имеющий глубину в весьма скромные 2,2 метра, стоило бы углубить хотя бы сантиметров на 50 – до 2,7 метра. Ведь и в самом деле ситуация складывается труднообъяснимая: по Рейну за год перевозится 330 миллионов тонн грузов, а по Дунаю – в шесть с лишним раз меньше, всего 50 миллионов тонн. И это при том, что протяженность участка, пригодного для судоходства, у Дуная в три с лишним раза больше, чем у Рейна – 2800 километров против 800. А ведь Дунай течет по территории доброго десятка государств!

Но Будапешт, оказывается, волнует не увеличение грузооборота по Дунаю, а проблема обеспечения питьевой водой и защита от наводнений. И в эти программы углубление фарватера или строительство гидроэлектростанций ну никак не вписываются. Относительно первых есть не то чтобы совсем необоснованные опасения: углубишь реку – снизится уровень грунтовых вод.

Ну а относительно крупных гидроузлов на Дунае госсекретарь венгерского министерства охраны окружающей среды Золтан Иллеш вообще настроен категорично: они разрушают природу. Во всяком случае – в Венгрии, где Дунай течет в основном по равнине. В Австрии, где его берега сильно всхолмленные, чтобы не сказать гористые, ситуация видится иначе, но венгры предпочитают в энергетике делать ставку не на гидростанции, а на АЭС, солнце и ветер.

 

Имея протяженность 2845 километров, Дунай по праву считается второй по величине рекой Европы – после Волги. Международные перевозки по Дунаю осуществляются на протяжении 2414 километров – от германского Кельхайма (Бавария) до румынского черноморского порта Сулина.
На берегах Дуная расположились десять государств. А после того, как в 1992 году был открыт канал Майн – Дунай (протяженность – 171 километр), соединивший Дунай с Рейном, водой по этой, бесспорно, самой «международной» реке мира можно попасть даже в 14 государств. Расстояние от черноморского устья Дуная до североморского устья Рейна составляет 3504 километра.
За проход судов по Дунаю и Рейну никакие сборы не взимаются. С каналами Майн – Дунай и Дунай – Черное море (завершается вблизи румынского порта Констанца) дело обстоит иначе, поскольку эти национальные водные артерии не подпадают под действие Белградской конвенции от 1948 года, предусматривающей свободное судоходство по Дунаю под любым флагом.
Дунай начинается в немецком Шварцвальде, неподалеку от Донауэшингена (земля Баден – Вюртемберг), в месте слияния двух речек – Брег и её притока Бригах. Если прибавить длину Брега, который в начале можно считать главным притоком Дуная (он начинается у Фуртвангена), то общая длина реки составит 2888 километров.
Кроме двух уже упоминавшихся судоходных каналов, Дунай соединен с обширной сетью водных трасс, расположенных на территории Сербии – гидросистемой Дунай – Тиса – Дунай.
Важнейшими притоками этой крупнейшей реки можно считать Ваг (Словакия), Драву (Хорватия/Венгрия), Тису (Сербия/Венгрия), Саву (Сербия/Хорватия/Босния и Герцеговина) и Прут (Молдавия/Румыния).
От Кельхайма до Сулины – на протяжении почти в 2,5 тысячи километров – через Дунай переброшено 130 мостов, среди которых немало весьма внушительных сооружений. В самом верхнем течении, от Кельхайма до Донауэшингена (на протяжении 430 километров, то есть почти в шесть раз короче) мостов куда больше – 180, хотя они, разумеется, миниатюрнее. А вот в нижнем течении – от Турну-Северина до Сулины, где река становится особенно широкой, мостов совсем немного – всего 6 на целых 930 километров.
Дунай перегорожен 18 плотинами, на всех водохранилищах работают гидроэлектростанции и созданы системы шлюзов. Эти сооружения сосредоточены в верхнем течении реки. За пределами Германии и Австрии их всего три – в словацком Габчиково и две в Джердапе – на границе Венгрии и Сербии, где Дунай сужается, проходя Железные Ворота. Между прочим, Джердап-1 – самая крупная ГЭС в Европе построена при активном содействии Советского Союза. Сейчас она принадлежит поровну двум соседним государствам.

Еще во времена Римской империи Дунай был важнейшей судоходной рекой, по которой перевозили металлы, соль, меха и множество других товаров. В средние века здесь проходил важнейший торговый путь в Грецию и Индию. Так продолжалось то тех пор, пока турки после взятия Константинополя не вышли к среднему течению Дуная и перекрыли водный путь. Разумеется, в верховьях реки все продолжалось прежним чередом.
Выглядело это самым традиционным образом: вниз по течению шли мелкие суденышки и баржи с товаром, в конечной точке их разгружали, а транспортные средства продавали «на дрова». Те же корабли, которые заслуживали этого названия, тянули вверх, против течения, впрягая в эту работу лошадей.
Так продолжалось до середины первого десятилетия XIX века. Быстрое развитие промышленности привело к тому, что требовалось все больше сырья, а доставлять его архаичным и неспешным способом было просто немыслимо. Это и стало началом парового судоходства на Дунае и его притоках.
Первое пароходство было основано на этой реке в 1829 году двумя англичанами и «Франц I» уже в следующем году стал совершать регулярные рейсы между Веной и Будапештом. Потребовалось еще семь лет, чтобы паровичок «Мария Анна» начал ходить еще выше по течению – до Линца. Правда, на баварско-вюртембергском (время единой Германии еще не настало) отрезке Дуная, начиная с 1935 года, от Ульма вверх уже регулярно ходил «Людвиг».
Караваны барж против течения шли тогда в основном на туерной тяге, в особенности на трудных для судоходства участках. Для этого по дну прокладывали цепь, один конец которой закрепляли на берегу, а второй наматывался на лебедку, установленную на туерном пароходе, тянувшем за собой весь караван.
Пассажирские суда были колесными, причем продержались они на Дунае достаточно долго. Последний из них проработал аж до 1944 года.

№1(51), 2011

№1(51), 2011