Главная > Тенденции & прогнозы > Ситуация > Союз рынков капитала: еще один союз в ЕС

Союз рынков капитала: еще один союз в ЕС

CMU
image_pdfimage_print

Идея создания Союза рынков капитала (СРК) впервые нашла свое отражение в программе тогда еще будущего председателя Европейской Комиссии (ЕК) Жан-Клода Юнкера «Новый старт для Европы: моя повестка по занятости, экономическому росту, юстиции и демократическим переменам»*1, которую он представил депутатам Европейского Парламента в июле 2014 года. С того времени создание данного союза находится в ведении члена ЕК по финансовой стабильности, финансовым услугам и Союзу рынков капитала лорда Джонатана Хилла. 18 февраля Еврокомиссия обнародовала «Зеленую книгу» по созданию Союза рынков капитала (Union of Capital Markets), тем самым начав открытое обсуждение для представителей институтов и органов ЕС, бизнеса и всех заинтересованных лиц, которое продлилось до 13 мая 2015 года. В Зеленой книге содержались 32 вопроса, касающиеся разработки подходов и мер, необходимых для создания такого союза к 2019 году. Основные направления действий, обозначенные в документе, посвящены:

улучшению доступа к финансовым ресурсам для всех категорий бизнеса в Европе, а также для тех, кто реализует инвестиционные проекты, в частности, старт-апы (start-ups) и долгосрочные проекты, а также задействован в развитии малого и среднего предпринимательства;

увеличению и диверсификации источников финансирования, поступающих от инвесторов в ЕС и за его пределами;

повышению эффективности работы фондовых рынков с целью более оперативного и эффективного взаимодействия между инвесторами и теми, кто нуждается в финансировании как внутри государств-членов ЕС, так и за их пределами.

В Генеральный директорат ЕК по финансовой стабильности, финансовым услугам и союзу рынков капитала (DG FISMA) поступило около 430 комментариев и предложений. Например, заслуживающими внимания являются рекомендации, подготовленные специалистами из Ассоциации участников финансовых рынков в Европе (Association for Financial Markets in Europe-AFME)*2, «Голдман Сакс» (Goldman Sachs)*3, немецкой биржи (Deutsche Boerse Group)*4, а также одной из крупнейших корпораций по управлению инвестициями «Блэкрок» (BlackRock)*5. Среди стран наибольшую активность проявили Великобритания (97 комментариев), Бельгия (67), Франция (57) и Германия (56).

Кризисные явления в Экономическом и валютном союзе (ЭВС) и ЕС в 2009-2011 гг. в основном затронули банковскую систему стран-членов. В ЕС в отличие от США компании практически полностью полагаются на получение банковских кредитов для финансирования своей деятельности. В США же активно используется привлечение средств на фондовых рынках.

По данным Европейского центрального банка (ЕЦБ), фирмы и домохозяйства в Европе на 70-75% покрывают потребность в привлечении финансовых средств за счет банковских кредитов. В США аналогичный показатель составляет 20-25%.*6 Также на значимость банков в финансировании бизнеса указывает доля банковских кредитов частному сектору в ВВП страны. В 2011 году этот показатель в среднем составлял около 1,4% ВВП по зоне евро. В США - практически в два с половиной раза меньше: 0,55% ВВП*7. Еще одной особенностью финансовых систем государств-членов ЭВС является довольно высокая степень интеграции рынков межбанковских кредитов и сохраняющаяся существенная фрагментация розничных банковских операций*8. Иными словами, аналогичные заемщики средств (например, малые и средние предприятия или физические лица) сталкиваются с различными условиями предоставления кредитов в зависимости от того, в какой стране зоны евро расположен банк.

Все эти факторы привели к тому, что в ряде стран крупные системно значимые банки оказались на грани банкротства вследствие невозможности привлекать дополнительные средства из-за в целом негативной ситуации на межбанковском рынке, вызванной мировым финансовым и экономическим кризисом. Практически во всех странах зоны евро потребовались в том или ином объеме вливания государственных средств для стабилизации национальных банковских систем. В 2009 году в 10 из 15 государств зоны евро была предоставлена прямая финансовая помощь банкам, а в 12 из 15 стран банкам были предоставлены государственные гарантии банковских облигаций.

В результате таких действий в странах возрос госдолг до критических значений. Такое положение дел в ЕС получило название «порочного круга» (doom loop): банковский кризис приводит к кризису суверенных долгов. Руководство ЕС приняло решение разработать такую систему регулирования, которая бы позволила расторгнуть связь между состоянием банковского сектора и государственных финансов. Банковский союз ЕС как раз и призван для решения этой задачи. В рамках его первой опоры – Единого надзорного механизма (Single Supervision Mechanism) – на ЕЦБ возложены функции надзора за наиболее крупными банками зоны евро. Вторая опора – Единый механизм по санации и реструктуризации банков (Single Resolution Mechanism), занимается непосредственно спасением проблемных банков за счет средств, направляемых самими коммерческими банками. Однако эти меры способствуют стабильности банковской системы, но не способствуют снижению зависимости европейских компаний от банковских кредитов.

Цель создания Союза рынков капитала вполне ясна - существенное снижение роли банков в финансировании реального сектора экономики и повышение привлекательности фондовых рынков для малых и средних предприятий. Однако меры для ее достижения не столь очевидны и вряд ли смогут принести плоды в краткосрочной перспективе. Ряд экспертов также полагает, что «надежды на то, что СРК будет играть значимую роль в восстановлении экономического роста в ЕС, скорее всего, окажутся несбыточными»*9.

30 сентября 2015 года Европейская Комиссия опубликовала «План действий по строительству Союза рынков капитала» (Action Plan on Building a Capital Markets Union)*10, который должен быть реализован к 2019 году. В документе обозначены следующие ключевые принципы, на основе которых будет строиться дальнейшая работа институтов и органов ЕС:

расширение возможностей для инвесторов: улучшение условий для мобилизации капитала в Европе и направление его на развитие компаний, в том числе малых и средних предприятий, реализацию инфраструктурных проектов;

соединение ресурсов финансовых рынков с реальным сектором экономики;

повышение устойчивости финансовой системы: расширение видов источников финансирования и долгосрочные инвестиционные проекты должны снизить влияние финансовых потрясений на граждан и бизнес в ЕС;

углубление финансовой интеграции и повышение конкуренции: СРК должен способствовать лучшему трансграничному распределению рисков и повышению ликвидности финансовых рынков, что приведет к снижению издержек и повышению конкурентоспособности европейской экономики.

В первую очередь, ЕК займется разработкой новых правил по секъюритизации. Секъюритизация является сделкой, в результате которой кредитор в лице, например, банка рефинансирует кредиты/активы (потребительские и ипотечные кредиты и т.д.) путем перевода их в различные ценные бумаги. Такие операции позволяют банкам лучше диверсифицировать риски за счет перевода своих активов в ценные бумаги нефинансовых организаций (скажем, страховые компании). ЕК уже подготовила законодательное предложение, содержащее критерии для приведения к единому стандарту условий секъюритизации, которые должны стать простыми, прозрачными и стандартизированными (simple, transparent and standardized (SDS)).

Следующая инициатива касается упрощения долгосрочного инвестирования, в частности в инфраструктурные проекты. Европейская Комиссия хочет повысить заинтересовать страховых компаний в подобного рода инвестировании. К концу 2014 года страховые компании осуществили инвестиции на сумму в 9,9 триллиона евро от лица их страхователей. Таким образом, их решения относительного того, в какие именно проекты инвестировать имеют крайне важное значение, принимая во внимание объем средств, которым они располагают. Для этого предполагается включение соответствующей категории инфраструктурных активов в рамках правил для страхового рынка Solvency II (Директива Solvency II Framework Directive 2009/138/ЕС). Очередное законодательное предложение ЕК направлено на внесение изменений в делегированный Регламент Solvency II (Solvency II Delegated Regulation 2015/35) для повышения заинтересованности страховых компаний в финансировании инфраструктурных проектов. Так, предлагается смягчить требования к размеру капитала страховщика по отношению к его задолженности, необходимые для участия в вышеназванных проектах.

К концу 2015 года ЕК также собирается обнародовать предложения по модернизации Директивы о проспекте эмиссии (Prospectus Directive 2003/71/ЕС). Проспект – это нормативно-правовой документ, который готовит компания-эмитент ценных бумаг. Директива о проспекте эмиссии устанавливает единый режим на всей территории ЕС для таких документов, что позволяет обеспечивать одинаковый уровень защиты инвесторов, а также дает возможность сравнивать различные варианты инвестирования. В то же время, подготовка проспекта сопряжена для компаний не только с административными сложностями, но и со значительными финансовыми расходами. Информация, содержащаяся в проспекте, может быть излишне детальной, что усложнит для инвестора ее анализ. Для малых и средних предприятий и старт-ап компаний подготовка проспекта может оказаться вообще невыполнимой задачей. При пересмотре этой Директивы будет уточнено, в какой ситуации подготовка проспекта не потребуется, оптимизирован процесс утверждения проспекта и упрощены требования к предоставляемой информации.

В дальнейшем предполагается поощрение программы краудфандинга, упрощение стандартов бухгалтерского учета для малых и средних предприятий, поддержка использования венчурнонго капитала, устранение трансграничных налоговых барьеров, достижение большей конвергенции надзорных требований и процедур банкротства и ряд других мер.

Подробный «План действий по строительству Союза рынков капитала» может оказаться весьма сложным для его реализации в связи с тем, что существует вероятность, что он не будет обеспечен достаточной политической поддержкой со стороны правительств государств-членов. Реализация целого ряда инициатив затрагивает вопросы суверенитета и предполагает решение сложных институциональных вопросов, которые могут в будущем потребовать внесения изменений в учредительные Договоры. Также в Плане не содержатся количественные ориентиры и показатели, которые позволили бы оценить эффект от тех или иных действий. Ряд общественных организаций в ЕС выразили обеспокоенность тем, что План имеет слабую социальную направленность. По их мнению, предложения Европейской Комиссии служат интересам крупных инвестиционных банков и частных фондов прямых инвестиций и способствуют повышению их конкурентоспособности на мировом рынке, при этом риски для простых граждан ЕС возрастают. Социальные требования и требования по защите окружающей среды для инвесторов отброшены на второй план и упоминаются лишь в контексте «зеленых облигаций». Эти организации опасаются, что большая дерегуляция финансового сектора окажет негативное влияние на качество экономического роста в долгосрочной перспективе, т.к. главный акцент делается на привлечение инвестиций, а не на то, куда эти инвестиции должны быть направлены.*11

Анна ЦИБУЛИНА

 

*1 Juncker Jean-Claude. A New Start for Europe: My Agenda for Jobs, Growth, Fairness and Democratic Change. Political Guidelines for the next European Commission. Opening Statement in the European Parliament Plenary Session. Strasbourg, 15 July 2015. Режим доступа : http://www.eesc.europa.eu/resources/docs/jean-claude-juncker---political-guidelines.pdf

*2 Bridging the growth gap: Investor views on European and US capital markets and how they drive investment and economic growth, Association for Financial Markets in Europe/Boston Consulting Group, February 2015.

*3 Unlocking Europe's economic potential through financial markets, Goldman Sachs European Economic Analyst 15/07, February 2015.

*4 Deutsche Boerse's Group Response to European Commission's Public Consultation “Building a Capital Markets Union”, 13 May 2015.

*5 The European Capital Markets Union: an Investor Perspective, Viewpoint, BlackRock, February 2015.

*6 European Banking Sector: Facts and Figures. European Banking Federation, 2012. P.28.

*7 Bijslma M.J., Zwart G.T.J. The Changing Landscape of Financial Markets in Europe, the United States and Japan. Bruegel Working Paper 02/2013, 2013. P. 41

*8 Sapir A., Wolf G.B. The Neglected Side of Banking Union: Reshaping Europe's Financial System/ Note presented at the informal ECOFIN, Vilnius, 14 September 2013.

*9 Veron N., Wolf G.B., Capital Markets Union: A Vision for the Long Term. Bruegel Policy Contribution, Issue 2015/05, April 2015.

*10 Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions: Action Plan on Building a Capital Markets Union. COM (2015) 568 final, European Commission 30.9.2015.

*11 Unpacking the CMU: Who Will Really Benefit? По данным информационного агентства Euroactiv.com Режим доступа: http://www.euractiv.com/sections/euro-finance/unpacking-cmu-plan-who-will-really-benefit-318267

№11(104), 2015