Главная > Финансы & банки > Валюта > На востоке Европы разлюбили евро…

На востоке Европы разлюбили евро…

eurozone
image_pdfimage_print

Входящие в зону евро 19 стран переживают сейчас самый тяжёлый кризис за всю историю единой европейской валюты. Можно ли было его предугадать?

Обычно те, кто выступают с прогнозами на экономические темы, избегают вспоминать свои старые предсказания, большей частью оказывающиеся несбывшимися. Но вот американскому экономисту Милтону Фридману можно без зазрения совести вспомнить о том, что он писал ещё в 1997 году: из евро ничего путного не выйдет.

«Только небольшая группа стран ЕС – Германия, Австрия и страны Бенилюкса – выполняют необходимые предпосылки для создания валютного союза», – аргументировал он свою позицию.

Справедливости ради отметим: среди авторитетных германских экономистов тоже были люди, предрекавшие евро тяжёлую судьбу. Однако политики, преследовавшие сиюминутные цели, не стали к ним прислушиваться. И евро начали вводить, не заключив перед этим фискального союза и не создав европейского министерства финансов.

Фридман основной упор делал именно на то, что экономическому союзу должно предшествовать заключение прочного политического союза, иначе евро будет усиливать не центростремительные тенденции, а центробежные. Вам этот прогноз восемнадцатилетней давности ничего не напоминает?

А как был популярен евро в Восточной Европе! Сколько сил прилагали отдельные страны, чтобы удостоиться чести войти в «клуб избранных». Но сейчас, похоже, ситуация складывается иначе: как говорится, прошла любовь, завяли помидоры… Никакого интереса к вступлению в зону евро не проявляет ни Польша, ни Чехия, ни Венгрия. Им и так неплохо, утверждает Магдалена Полан, экономист инвестиционного банка «Голдман Сакс».

Но ведь единая валюта функционирует, это могут подтвердить сотни миллионов европейцев, по нескольку раз в день достающие из кармана кошелёк, не так ли? Может быть, нобелевский лауреат Фридман что-то преувеличил?

Действительно, те, кто стремились войти в зону евро, задолго до приёма в стройные ряды привязали к нему свои валюты. Поэтому сам факт вхождения сыграл для них позитивную роль: по крайней мере, они получили право высказываться по интересующим их валютным вопросам. Другое дело, есть ли у них достаточное влияние, чтобы провести свою линию.

Но потенциал расширения зоны евро, по мнению госпожи Полан, уже исчерпан. Во всяком случае, для ведущих стран Восточной Европы – Польши, Венгрии и Чехии. В Польше для этого придётся менять конституцию, а необходимых двух третей голосов нет ни у одной политической силы. В Чехии экономические показатели, пожалуй, ближе всего к требующимся для вступления, но политической воли для этого шага не просматривается. Да и «анфан террибль» нынешней союзной политики венгр Виктор Орбан твёрдо дал понять: никакой дальнейшей утраты национального суверенитета не будет.

По мнению М.Полан, экономики трёх названных стран сейчас в хорошем состоянии. Банки разобрались с кредитами, государственные расходы урезаны. Долговая нагрузка во всех отраслях относительно низкая, а потенциал роста выше, чем в странах Западной Европы. Решающую роль в достижении таких результатов она видит в том, что эти государства смогли в период кризиса проводить суверенную денежную политику и поддерживать гибкий обменный курс. Конкурентоспособность экономики удалось поддержать за счёт обесценения валюты. Кроме того, поскольку эти страны были предоставлены собственной судьбе, у них не было иного выбора, кроме проведения насущных реформ: надеяться на доброго дядю не приходилось. Да, без помощи Европейского центрального банка им пришлось тяжелее, чем Португалии или Ирландии, признаёт эксперт, но опора на собственные силы оказалась продуктивной. Ещё одно достоинство для упомянутых стран М.Полан находит в том, что их экономики были меньше привязаны к китайской, чем у западно-европейских стран, а потому и ослабление «восточного колосса» они перенесли легче.

Правильность избранного курса подтверждают и цифры, считает М.Полан. «Голдман Сакс» прогнозирует на этот год рост на 3,6% в Польше, 2,8% – в Чехии и 3,9% – в Венгрии. Согласитесь, Западная Европа может на такое рассчитывать только в радужных снах.

Но если дела на западе Старого Света пойдут на поправку, то, возможно, и вступление в зону евро опять станет для указанных стран привлекательным и даже желательным? Все возможно…

Надо полагать у нас ещё будет возможность убедиться, был прогноз Милтона Фридмана приговором в последней инстанции.

Андрей НИЖЕГОРОДЦЕВ

№10(103), 2015