Главная > Открываем старый свет > Привычки и Нравы > Британскому парламентарию хочется разрешить… дурь

Британскому парламентарию хочется разрешить… дурь

Britain-cannabis_
image_pdfimage_print

Не верю, что бывший министр торговли в правительстве Маргарет Тэтчер в здравом уме и твердой памяти мог предложить легализовать коноплю. Но Питер Лилли, так зовут старожила вестминстерских посиделок, это сделал.

Чего-то он накурился, зуб даю. Как депутату палаты общин ему дали слово, и слово это оказалось откровенным прославлением того, что в нашем языке имеет целый выводок синонимов: каннабис, марихуана, ганжа, петрушка, шмаль, дудка, анаша, трава, косяк или дурь.

Как водится, а прецеденты были, человек с миловидной фамилией Лилли предлагал расширить доступ к этой субстанции, чтобы якобы положить предел нелегальной торговле и одновременно облегчить участь медицинских работников, лечащих заблудших наркозависимых.

Но! Стержневая мысль вращалась вокруг свободы выбора для юзеров. Именно о простых пользователях печется бывший член кабинета, в котором, по определению, должны были заседать одни только консерваторы, то есть сторонники консервативных ценностей, оберегающих людей, в том числе, от пагубных привычек, плохо совместимых со здоровым образом жизни.

Для мистера Лилли право решать, страдать или наслаждаться, должно остаться за свободными гражданами. Власти должны делегировать им, как выспренно выразился депутат, «моральную ответственность». Не должен закон указывать, курить травку или нет, витийствовал один из бывших подопечных «железной леди». Его аргумент: «Супружеская измена дело худое, но ведь мы не сажаем за это в тюрьму».

Наконец, у пропагандиста дури появился козырь из рукава. Апелляция к сакральному авторитету: «Даже королева Виктория, по некоторым данным, принимала каннабис, чтобы умягчить менструальные боли».

Самое странное и чудовищное, что сторонников выхода однолетних лубоволокнистых растений семейства «коноплёвые» из тени в свет можно встретить среди бухгалтеров. Почти синхронно с выступлением под сводами Вестминстерского дворца мистера Лилли появился доклад счетоводов казначейства, подсчитавших, что на легализации каннабиса можно заработать: через налоги в казну притекут несколько сот миллионов фунтов стерлингов.

Откуда, кстати, такая экстраполяция? Очень просто: по статистике, в Британии 2,3 миллиона островитян в возрасте от 16 до 59 лет в течение минувшего года «баловались» коноплей. Причина тривиальная, как объяснили специалисты, приглашенные на заседание палаты общин: в дури ищут спасение от депрессии и шизофрении. Но, с другой стороны, именно прием наркотиков, как объяснили эксперты Королевского колледжа психиатрии, приводит молодых людей «к психическим заболеваниям».

Тем не менее, креативные личности всегда найдутся, даже среди депутатского корпуса. Партия либеральных демократов, входящая в правящую коалицию с тори, создает экспертную комиссию, чтобы установить истину: так ли уж вредна эта самая «дурь»? Предлагают изучить чужеземный опыт, видимо, считая его заведомо положительным, – опыт американских штатов Колорадо и Вашингтон, где легализация каннабиса случилась в 2012 году (см. также «Великобритания: парламентарии хотят легализовать «травку», №7-8(101), 2015).

Противником заигрывания с дурью выступила министр внутренних дел Тереза Мей, настаивая на том, что снижение числа наркозависимых в стране в последнее время обусловлено именно эффективной стратегией по предотвращению оборота наркотических средств. По закону, нелегальное производство, распространение и перевозка конопли карается тюремным заключением до 14 лет и/или штрафом, у которого нет верхнего предела.

Битва за декриминализацию употребления этого запрещенного наркотика класса «Б» явно продолжится. Пока кабинет Дэвида Камерона не планирует предоставить согражданам право самим решать, травить себя или нет. Но как знать… Дурь, она не только в Африке дурь, но и в Британии тоже.

Надежда ДОМБРОВСКАЯ

№10(103), 2015