Греция: дежа вю

Grrece1893
image_pdfimage_print

Великие державы в прошлом уже ставили Грецию под свой финансовый контроль

«К несчастью, мы разорены», – сказал депутатам национального парламента премьер-министр Греции, объявив о невозможности обслуживать государственный долг, о провале политики жесткой экономии и вынужденном согласии на внешнее управление своими финансами.

Эта история происходила не в июле 2015 года с премьер-министром Алексисом Ципрасом, а в 1893 году с одним из его предшественников Харилаосом Трикуписом. Тогда Греция объявила себя банкротом, попытавшись таким образом выбраться из долговой ямы. Начались бесконечные переговоры с кредиторами: половина всех доходов казны шла на выплату процентов по кредитам.

Тогда не получилось, несмотря на все усилия. К 1896 году положение усугубилось военными конфликтами, социальными беспорядками и проведением в Афинах… первой Олимпиады современной эпохи, что легло непосильным бременем на государственную казну.

А в 1898 году её главные внешние кредиторы – Австро-Венгрия, Великобритания, Германия, Италия, Россия и Франция – образовали международную финансовую комиссию, которая разместилась в Афинах и установила контроль над греческим бюджетом, его доходами и расходами.

Основная цель деятельности комиссии состояла в обеспечении выплаты государственных долгов. Международные надзиратели контролировали таможенные сборы в основных портах, поступления от государственных монополий на продажу керосина, соли, бумаги… Правительство было обязано использовать доходы только с согласия комиссии, равно как и изменять налоговые правила.

Конечно, современная Греция далеко ушла от страны, какой была в конце позапрошлого века. С момента обретения независимости от Оттоманской империи в 1830 году она к тому времени так и не смогла встать на ноги и наладить систему управления. Посаженный европейскими державами на греческий трон отпрыск баварской королевской семьи Оттон I был охвачен грандиозными строительными проектами и начал воплощать их в жизнь. Полученная в наследство от турок коррупция и уход от уплаты налогов всеми солидными персонами оставались неизменными. Зато монарх стал набирать на госслужбу и в армию в обмен на щедрое вознаграждение. Собственных денег на такую шикарную жизнь у Греции не было, а коринка (сушеный черный мелкий виноград без косточек) составляла ¾ экспорта… Таким образом, королевские расходы финансировались за счёт иностранных кредитов.

Greece2-Международную финансовую комиссию греки ненавидели, считали её существование оскорбительным для суверенитета страны и достоинства её народа. Сменявшие друг друга правительства с трудом мирились с внешним контролем. Тем не менее, она просуществовала, хотя и в изменённом виде, до 1936 года. Кстати, зарубежные финансовые надзиратели не смогли предотвратить ещё один дефолт. Он произошёл в 1932 году и был вызван последствиями всемирного кризиса 1929 года.

Итог работы внешних контролёров нельзя считать полностью негативным. Она помогла Греции подготовить квалифицированных чиновников для финансовой сферы, наладить контроль за поступлениями в казну, ограничить разворовывание местными олигархами иностранных кредитов, провести изменения в законодательстве, например, ввести подоходный налог. Но все же эта комиссия больше думала об интересах зарубежных кредиторов, чем о развитии Греции.

Примерно с этой же ситуацией страна сталкивается и сегодня.

Светлана ФИРСОВА

№7-8(101), 2015