Главная > Финансы & банки > Опыт > Кельтский тигр снова замурлыкал

Кельтский тигр снова замурлыкал

Ireland-tiger
image_pdfimage_print

Древние гэлы, одно из кельтских племен, заселивших сегодняшнюю Ирландию, могут стоя и бурно аплодировать своим потомкам. Каких-то пять лет назад, что не более чем миг в условиях сжимающейся и убыстряющейся истории, страна лежала на боку (см. «Кельтский тигр зализывает раны», №6(45), 2010), полагаясь исключительно на милость внешних кредиторов и долготерпение разочарованных граждан.

В 2010 году финансовый крах, вызванный невозвратом кредитов из-за искусственно перегретого рынка недвижимости, потребовал срочного выкупа от ЕС и МВФ. В финансовую систему срочно закачали 85 миллиардов евро. Санация (в т.ч. аккумулирование «токсичных» активов в особых структурах) и докапитализация проблемных банков дала положительный результат. Необходимо признать, что и программа жесткой экономии, по сути – смена парадигмы потребительства на аскетизм, пусть вынужденный, а потому временный, по определению, до известной степени тоже сработала.

В начале марта, словно подгадывая под День Святого Патрика (этот святой – покровитель «Изумрудного острова»), подвели итоги 2014 года и возрадовались. Ирландия, еще вчера сирая и убогая, продемонстрировала рост ВВП на 4,8%, и это на фоне того, что усредненный показатель по Евросоюзу составил всего 0,9% ВВП.

Для сравнения: в 2013 году островная экономика пребывала в рецессии с темпами роста не более 0,2% ВВП. В декабре того года правительство Ирландии закрыло тему внешних заимствований, а в октябре 2014 года сдало в архив папку с программами секвестрования.

Последовала взрывная динамика деловой активности. Успехи 2014 года не могли не вскружить голову и не озадачить, если бы прогнозы не подтверждали: это вовсе не зигзаг удачи, не милостивый каприз «невидимой руки рыка», а устойчивая тенденция. По итогам текущего года аналитики Еврокомиссии ожидают прироста ВВП не менее чем на 3,5%, но их дублинские коллеги настроены более оптимистично, рассчитывая на приращение товаров и услуг в стоимостном выражении на 3,9%.

Министр социальной защиты Ирландии Джоан Бартон поздравила соотечественников с тем, что после шести лет затягивания поясов экономика ожила и ускорилась в своем восходящем тренде. Повод для вздоха облегчения, безусловно, есть, но не стоит обольщаться. Ни самим рецептом выхода из кризиса, предлагаемым ЕС, – через режим урезания всех и всяческих государственных расходов, ни конкретным случаем скоропостижного выздоровления ирландской экономики. Почему?

Во-первых, масштабы островного финансово-экономического потенциала, а, следовательно, и масштаба проблем несопоставимы с тем, что переживают страны средиземноморского пояса – Греция, Италия и Испания.

Во-вторых, в структуре ирландской экономики едва ли не ключевую роль играют транснациональные корпорации, в основном, со штаб-квартирами в США, что занимаются фармакологией и информационными технологиям. Тем самым экономическое здоровье Ирландии напрямую зависит от самочувствия американского большого бизнеса. Но это же конкурентное преимущество делает Ирландию уязвимой. Если, например, сбыт экспортной продукции, производимой на ее территории под американскими брендами, но направляемой для реализации в Европу, замедлится или станет менее выгодным (например, из-за обесценения евро).

И все же можно порадоваться за подопечных Святого Патрика, оказавшихся в лидерах после того, как плелись под бременем долгового жернова на шее в самом конце. Кельтский тигр снова замурлыкал. Пожелаем ему, чтобы ничто не прервало эту убаюкивающую мелодию.

Вадим ВИХРОВ

№3(97), 2015