Главная > Дневник событий > В фокусе > Греция: договорились договариваться

Греция: договорились договариваться

2-greece_
image_pdfimage_print

Европейский Союз владеет секретом нагнетать интригу вокруг тем, содержание которых трудно объяснить простыми словами. Вот и сейчас сугубо технические переговоры между Грецией с ЕС и другими странами зоны евро об условиях продолжения финансовой поддержки Афин развивались, как по сценарию лихо закрученного боевика. «Переговоры последней надежды» – и всё тут!

После завершения этого раунда схватки можно назвать финал ожидаемым. Каждый немного уступил. Участники битвы разошлись после принятия временного решения, открывающего путь к новым переговорам. При этом каждая сторона может говорить о победе.

Программа финансирования продлена на четыре месяца (греки просили шесть), Афины не отказываются от соблюдения бюджетных параметров, хотя получают определенную свободу рук в вопросе о путях достижения этой цели. «Мы победили в битве, но не в войне», – прокомментировал результат премьер-министр Греции Алексис Ципрас. «Мы сохраняем кредитование и сопровождающие его условия», – заявил министр финансов Нидерландов Йерун Диссельблум, председатель Еврогруппы, объединяющей глав финансовых ведомств стран зоны евро. «Греция не получит денег без успешного выполнения согласованного плана», – добавил главный поборник жесткого подхода, министр финансов Германии Вольфганг Шойбле.

Если объяснять суть проблемы совсем примитивно, то она выглядит примерно так: 28 февраля 2015 года истекал срок действующей программы финансовой поддержки Греции со стороны внешних кредиторов – МВФ, ЕЦБ и Европейской Комиссии. Условием продолжения этой помощи должно быть продолжение греческим правительством реформ, которые в теории должны однажды сделать страну финансово состоятельной. Эти реформы содержались в меморандуме, согласованном кредиторами и прежним греческим правительством.

Нельзя отрицать, что греческие реалии нуждаются в изменениях, что госрасходы раздуты, налоги платятся плохо, эффективность администрации низкая, и прочая, и прочая. На деле эти реформы, пытаясь навести порядок в этой сфере, по сути, попутно разрушили социально-экономическую ткань страны, привели к обнищанию населения, безработице катастрофических масштабов и лишили ее теоретической возможности восстановить экономику в обозримой перспективе. Спад продолжается уже 7 лет.

Прежнее правительство Антониса Самараса, состоявшее из правоцентристской партии «Новая демократия» и социалистической партии ПАСОК, согласовало программу реформ в обмен на внешнее финансирование. Это стоило коалиции стремительной потери поддержки уставшего от нарастающих лишений населения. В конце 2014 года тогдашний кабинет пошел на хитрый маневр. Воспользовавшись процедурными тонкостями, он на пару месяцев ускорил выборы нового президента, что является прерогативой парламента. Было ясно, что при том составе законодательного органа власти предлагаемый правительством кандидат не будет избран, что по конституции предполагало автоматически досрочные парламентские выборы. На них должна была уверенно победить леворадикальная коалиция, на которую таким образом и перекладывалась ответственность за продление непопулярных в народе мер. В итоге, согласно этим расчетам, новый кабинет либо разругается с ЕС и МВФ, обрекая страну на дефолт и выход из евро, либо уступает и тем самым дискредитирует себя в глазах своих избирателей, поддерживающих коалицию СИРИЗА именно во имя свертывания политики жесткой экономии.

СИРИЗА победила, ее правительство повело тонкую игру с Брюсселем, но оно совершенно очевидно находится в ситуации крайней слабости и имеет небольшой простор для маневров. Вместе с тем, партнеры по ЕС, кажется, тоже поняли, что перегнули палку, загнали Грецию в угол и дальше так продолжать нельзя. В ходе драматических февральских переговоров от Европейской Комиссии, а также из Парижа, Рима и некоторых других столиц стран еврозоны звучали примирительные по отношению к Греции заявления. Даже внутри германского правительства, главного поборника жестких мер, не было единства. Министерство финансов и министерство экономики делали по этим темам заявления, несколько отличавшиеся по тональности друг от друга. В принципе, в самой еврозоне тоже перестают быть табу сомнения о правильности несгибаемой линии на тотальную жесткую экономию: она оборачивается стагнацией.

В результате в документе, согласованном на последнем заседании Еврогруппы, было зафиксировано обязательство Греции успешно проводить нынешнюю программу реформ, но с правом вносить изменения, не нарушающие бюджетные параметры. Это значит, что мосты не сожжены, а переговоры с кредиторами продолжатся. За это время Афины постараются смягчить условия помощи, чтобы попробовать вернуть страну к нормальной жизни и выполнить предвыборные обещания.

Андрей СЕМИРЕНКО

№2(96), 2015