Главная > Финансы & банки > Валюта > Идея для будущего

Идея для будущего

image_pdfimage_print

За пять месяцев до того, как покинуть пост председателя Европейского центрального банка, француз Жан-Клод Трише позволил себе поступок, достойный крупного деятеля. Он сформулировал масштабную идею, которой смогут воспользоваться будущие руководители ЕС. С высоты своих прошлых успехов, огромного опыта и отстраненности от сиюминутной суеты он определил направление, по которому должен идти Союз, если хочет вернуться на магистральный путь поступательного развития.

«В нашем Союзе завтрашнего, а то и послезавтрашнего дня, не будет ли слишком дерзким в условиях наличия единого рынка и единого центрального банка предложить создать министерство финансов Союза?» – сказал он. Эти слова прозвучали в торжественной обстановке: в германском городе Ахене, который когда-то был столицей империи Карла Великого, во время вручения банкиру премии, носящей имя этого средневекового объединителя Западной Европы.

Это единое министерство финансов могло бы сначала распространяться только на зону евро, прежде чем объединить весь ЕС. По мнению Ж.-К. Трише, такое ведомство могло бы и не располагать крупным общим бюджетом. Однако оно должно было бы решать три главные задачи.

Во-первых, ему следовало бы контролировать бюджетную политику национальных правительств и устанавливать конкретные обязательства правительствам тех стран, которые попадают в финансово затруднительное положение. Во-вторых, министерство могло бы заниматься интеграцией рынка финансовых услуг в ЕС. В-третьих, оно представляло бы ЕС на встречах с финансовыми ведомствами других стран.

Инициатива главы ЕЦБ стала, по сути, первым предложением, сделанным на основе выводов из нынешнего кризиса, который испытывает зона евро. Финансовые трудности некоторых периферийных стран этой зоны (пока речь идет о Греции, Ирландии и Португалии, но потенциально круг может расшириться) во многом объясняются тем, что при создании единой валюты – евро – в руках национальных правительств были оставлены многие важные инструменты влияния на финансовую политику. Это – бюджетная, налоговая и другие сферы. Предложение Ж.-К. Трише как раз призвано стать организационным шагом на пути реальной интеграции всех финансовых инструментов, на которые с большей уверенностью могла бы опираться единая валюта.

До перехода в практическую плоскость этой идеи, которую парижская экономическая газета «Трибюн» назвала «своего рода завещанием» влиятельного банкира, пока еще очень далеко. Не факт, что она вообще найдет свое воплощение. «В качестве идеи для будущего она имеет определенную ценность, – прокомментировал официальный представитель правительства Германии Штефен Зиберт. – Вместе с тем, это остается проектом на очень отдаленную перспективу, относительно которого, естественно, на данном этапе не следует давать политические оценки».

Нельзя забывать также, что создание в ЕС новых структур вовсе не означает, что они способны приводить к решению реальных проблем. Так, образование внешнеполитической службы ЕС не обернулось появлением единой внешней политики Союза. Однако здесь для такого развития событий есть свои объективные причины – отсутствие единых для всех «двадцати семи» внешнеполитических интересов. В случае с единым министерством финансов дело может повернуться иначе, т.к. его формирование могло бы опираться на реальную финансово-экономическую потребность, а не на оторванное от жизни политическое пожелание.

Андрей СЕМИРЕНКО

№6(56), 2011