Бритты отвыкли кухарить

cooking
image_pdfimage_print

У меня нет претензий к английской баронессе Энн Дженкин, когда она публично сетует, что ее соотечественники «разучились готовить себе еду». Ее сочувствующая всем униженным и обездоленным натура вопиет, и правильно делает. О баронессе известно, что она одну неделю в году во всем себе отказывает, сидит, можно сказать, на воде и хлебе, жемчужные колье не покупает в ювелирном бутике Asprey, бережет каждый пенс, чтобы потом отдать скопившуюся сумму на благотворительность. Похвально, да?

Что не отменяет непреложного факта: бриттам, в своей массе, не очень весело (впрочем, а кому сейчас легко?!). Потому что если даже зарплаты, пенсии и пособия не скукожились в реальном исчислении, то похудели от относительной утраты покупательной способности. В нынешние тощие годы приходится экономить. И проще всего это сделать, если ты встаешь к плите и мастеришь своим домашним ужин, бросая в кастрюли или на сковородку «первичные» продукты, а не суешь полуфабрикаты в микроволновку.

Проще кому? Прочла в «Дейли телеграф» заметку моей коллеги Аллисон Пирсон: она получила письмо от домохозяйки из Шотландии – та жалуется, что «в нашей семье уже три поколения не знают и не ведают, как приготовить пищу из свежих продуктов». Не умеют, не знают как, не владеют «ноу-хау». На протяжении десятилетий услужливые фабриканты пакованной еды быстрого приготовления отбивали охоту самим кухарить. И преуспели!

Здесь, в доброй и весьма старой Англии, немало старорежимных «продуктовых складов» (food banks), где можно разжиться предварительно обработанными, расфасованными, консервированными калориями. Найджел Брукхаус, директор одного из таких складов в Бирмингеме, осуждает баронессу Дженкин за «невежество», называя ее слова «позором».

Не могу не согласиться с Аллисон, что невежество, на самом деле, кроется в том, что многие верноподданные Елизаветы II и впрямь наносят себе вред, когда мамаша, скажем, приобретает, цитирую, «дорогие полуфабрикаты в супермаркете, напичканные чудовищными жирами с непроизносимыми названиями, от которых ее 11-летний сынуля пухнет, точно квашня».

Есть, правда, и другая сторона сковородки. В то время как «быстрая еда» и высококалорийная пища грозят превратить низшие, то есть, слабо обеспеченные слои островитян в подобие их одутловатых грушеобразных родственников через Атлантику, высшие круги регулярно читают кулинарную страничку в газете «Обсервер». Занимательное чтиво. Там встретишь, к примеру, советы для состоятельных клиентов рыбных бутиков, как определить – мучился ли выложенный на блюде со льдом тунец, когда попался в сети, или упокоился с миром в благодушном настроении…

Ничто не ново: у кого щи жидкие, а у кого-то жемчуг мелкий. Классовое расслоение в Британии не бросается в глаза, как в эпоху работных домов и Оливера Твиста, но никуда не делось. Одни беспокоятся о соблюдении права рыбного косяка быть пойманным без глумления и злорадства. Другие пичкают детенышей купленной на углу шаурмой, потому как не умеют нашинковать лук и морковку, не говоря уже о капусте.

Спрашивается: не пора ли бриттам вводить уроки кулинарного, но не искусства, оставим это телевизионному шоу-бизнесу, а навыка? Самого заурядного навыка приготовления пищи, чем мы, грешные, занимались на протяжении столетий? Причем, сделать это обязательной составной частью учебной программы в школах. Сейчас школярам предлагают придумать креативный дизайн для шоколадного батончика. А какой в том прок?

Когда через гастрономический ликбез пройдет целое поколение, быть может, в среднесрочной перспективе не будет таким разительным контраст и содержимого магазинных тележек у касс в супермаркетах, и дымящихся, только что снятых с плиты блюд на столе у аристократа и у простолюдина. Совет бриттам один: засучивайте рукава, надевайте фартук, открывайте современные издания «Книги о вкусной и здоровой пище», берите в руки разделочную доску и нож, становитесь к плите. Словом, овладевайте ремеслом… Кухари – профессия древняя и уважаемая, разве не так?

Надежда ДОМБРОВСКАЯ

№12(94), 2014