Главная > Открываем старый свет > Привычки и Нравы > Все, что вы хотели узнать про шампанское, но…

Все, что вы хотели узнать про шампанское, но…

champagne_
image_pdfimage_print

Какой Новый год без шампанского? Ритуал праздничного откупоривания игристого напитка распространен практически повсеместно в Европе, особенно на его родине – во Франции. На каждого совершеннолетнего француза приходится 2,5 бутылки в год, или по 16 бокалов (считается, что в бутылке – 6-7 бокалов). При этом максимум продаж и потребления приходится как раз на последние дни уходящего года. В четвертом квартале года продается примерно треть всего объема.

В 2014 году, сожалеет французский Межпрофессиональный комитет шампанских вин, эти показатели снизились по сравнению с 2013 годом. Продажи с октября по декабрь упали на 70 тысяч бутылок по сравнению с тем же периодом года предыдущего. В основном это связано с сокращением экспорта, особенно в другие страны ЕС.

Что необходимо для производства шампанского, потребляемого на новогодние праздники – 130 миллионов бутылок? Считают так. Средний урожай на этих виноградниках в 2013 году составил 12.008 кг на гектар. На одну бутылку нужно 1,2 кг винограда, следовательно, гектар дает 10.006 бутылок. Значит, для изготовления новогодней порции шампанского необходимо 13 043 гектара, что составляет треть площадей области Шампань, где выращивается виноград для шампанского.

Однако бутылка бутылке рознь. Шампанское продается в 15 разных по объему бутылках. Стандартная (по-французски она так и называется – «бутылка») вмещает 0,75 литра. Самая маленькая – «четвертинка» – 0,2 литра, самая большая – «мидас» – 30 литров.

В заключение – о малоизвестных фактах в истории шампанского. Хотя этот напиток справедливо считается исконно французским, в его развитии и продвижении большую роль сыграли… немцы. В XIX веке они стали лидерами в торговле этим вином за границей. Для этого производители стали обращаться к немецким коммивояжерам, которые удачно продвинули напиток иностранным потребителям, в том числе, в далекую Россию.

Свидетельством той поры остается множество торговых марок шампанских с немецкими именами, хотя их давно не воспринимают как немецкие, да и произносят их французы на свой манер. К их числу (в латинском написании) относятся Heidseck, Mumm, Bollinger и другие. Даже знаменитая марка «Вдова Клико» (эта женщина – реальный исторический персонаж, полная ее фамилия Клико-Понсарден) многим обязана немцам. Разработчиком техники винификации шампанского в ее подвалах был немец Антуан Мюллер, работавший у нее с 1810 по 1822 годы. А после смерти вдовы в 1866 году ее компанию выкупил прусский коммерсант и дал ей собственное имя – «Верле», под которым это шампанское долгое время и продавалось.

Валерий ВАСИЛЬЕВСКИЙ

№12(94), 2014